Торжественная присяга, памятные награды: историко-культурный комплекс «Линия Сталина» отметил 15-летие

Инициатива создания на месте бывшего укрепрайона историко-культурного комплекса, ставшего одной из визитных карточек нашей страны и местом, посетить которое в первую очередь стремятся многие туристы, принадлежала благотворительному фонду помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана».



– Пятнадцать лет назад комплекс имел лишь один экскурсионный маршрут, который состоял из четырех военных ДОТов, озера и нескольких единиц техники, – вспоминает Александр Метла, директор комплекса «Линия Сталина». – А возводился он едва ли не на пустом месте: низкий лес – и больше ничего. Пять месяцев около 400 солдат из разных воинских подразделений страны работали днем и ночью над созданием объекта, где сегодня воспитываются настоящие патриоты.




Поздравить работников комплекса приехал заместитель председателя Минского облисполкома Иван Маркевич:

– Мы делали все, чтобы этот комплекс приобрел международную славу, и у нас получилось. Я был тогда председателем Воложинского райисполкома. Нашей мотивацией стал патриотизм. На территории Минской области есть немало историко-культурных мест, но «Линия Сталина» приобрела мировую славу. Только за прошлый год она приняла 354 тысячи посетителей.

Сейчас число гостей значительно уменьшилось. Например, в прошлом году День Победы на «Линии Сталина» отметили около 12 тысяч человек, а в нынешнем – только 1,2 тысячи. Что ж, это вполне логично, учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, однако сотрудники комплекса отмечают, что количество туристов постепенно растет, и питают большие надежды на приближающийся День независимости.




Лучина Сергей Михайлович, в 2005 году возглавлявший инженерные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь, подчеркнул:

– Создание этого комплекса – заслуга простых солдат, сержантов, резервистов. Они выполняли здесь задачи инженерного обеспечения боя: возводили мосты, фортификационные сооружения. Работали внутренние войска, железнодорожные, пограничники, МЧС. Каждый вид войск построил по одному ДОТу – долговременной огневой точке.

Вся инженерная техника, которая выработала свой срок, отправилась в экспозицию музея инженерных войск. Есть в ней даже пилорама 1903 года выпуска.



Музей под открытым небом постоянно пополняется новыми экспозициями. Одна из них, «Наш бронепоезд», появилась благодаря помощи железнодорожников. Это памятник труженикам и воинам железных дорог, ведь в первые дни войны на территории Беларуси боролись с неприятелем 10 бронепоездов.

– Железная дорога не могла остаться в стороне от реализации такого грандиозного масштабного патриотического проекта как экспозиция, посвященная доблести железнодорожников, – признал Александр Хорошевич, начальник Минского отделения железной дороги.Комплекс «Линия Сталина», где проводятся не только экскурсии, но и реконструкции боевых действий, стал одним из любимых мест жителей и гостей Беларуси, которые трепетно относятся к истории, хотят с пользой провести время, познакомиться с военной техникой.

А познакомиться с чем-то новым здесь можно всегда. Так, недавно восстановлен БТР-222, легкий немецкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Он пригодится при реконструкции событий. Сейчас техники и механики возвращают к жизни уникальную боевую машину БА-11 – советский бронеавтомобиль на базе армейского грузового автомобиля повышенной проходимости. Вероятно, увидеть ее можно будет в День танкиста.



В юбилей комплекса принесли присягу участники клуба исторической реконструкции «Солдаты Победы», торжественно поклявшись быть честными, храбрыми, дисциплинированными и бдительными, строго хранить государственную и военную тайну, а также тайну клуба, беспрекословно выполнять воинские уставы реконструируемого периода, все приказы командиров и руководителей клуба, добросовестно изучать военное дело, а главное, всегда быть готовыми защищать интересы Родины и клуба, не щадя своих сил, с честью, достоинством и мужеством. Среди принявших присягу – 11-летний Матвей Перепечин, который уже принимал участие во многих реконструкциях:

– Теперь я понимаю, как тяжело было моему прадеду, который был артиллеристом. В полевых выходах мы проходим по 9 км в полной экипировке. Очень сложно, а ведь это даже не та норма, которую проходили наши прадеды.

Медалью «75 лет Победы» награждены работники комплекса. Среди них Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и его сыновья Алексей и Максим, построившие бронепоезд из двух броневагонов, бронепаровоза и зенитной площадки, а также Виктор Картуль, специалист, который отвечает за зрелищные, но холостые выстрелы из орудий, а по совместительству «товарищ Сталин» – из-за необычайного внешнего сходства.


Небольшой концерт участникам празднества подарила группа «СССР».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter