Топ-топ менеджер

В переводе с английского "top" - это вершина.
В переводе с английского "top" - это вершина. Если изъясняться по-русски, топ-менеджер - главный управляющий, человек, вскарабкавшийся по служебной лестнице на самую верхушку компании. Но, стремительно спускаясь с совсем других вершин, горных, он может серьезно навредить не только себе, но и корпорации. Солидные бизнесмены, аки дети малые, на горнолыжных курортах ломают себе руки-ноги. Впоследствии их больничные оборачиваются холдингам незапланированными убытками, равными годовому бюджету небольших городов.

В России владельцы некоторых корпораций, всерьез обеспокоенные этой проблемой, даже посягнули на святое, запретив своим директорам заниматься альпинизмом, виндсерфингом и прочими дайвингами. Управляющим-экстремальщикам отныне придется сменить горные лыжи на вьетнамки, а сноуборд повесить на гвоздь до лучших времен. Порой дело доходит до курьезов. Топ-менеджеры одной и той же компании в командировку летают на разных самолетах, а перед каждым совещанием в офисе старательно изучают план эвакуации на случай пожара. Смех смехом, а владельцам российских компаний не до шуток - одна из них, например, в одночасье оказалась "обезглавленной", потеряв в авиакатастрофах сразу двух топ-менеджеров...

Береженого Бог бережет - непреложная истина, которую иностранцы чтят и твердят, как "Отче наш". В Беларусь мода на наемных работников только приходит. А чтобы пересчитать квалифицированных топ-менеджеров, работающих в стране, хватит пальцев одной руки. Казалось бы, ценить их нужно тем паче. Ан нет! Не то низкая корпоративная культура, не то пресловутое "авось" не позволяют воздать столь ценным работникам должное. Популярность же экстремального отдыха среди белорусов неизменно растет. Как сказали в одной из турфирм, ежегодно экстремальные туры тут покупают не менее 500 человек.

- Катание на лыжах в горах - это порции адреналина на завтрак, обед и ужин, - делится воспоминаниями об отпуске Анастасия, брэнд-менеджер крупной финансовой компании. - Полная свобода и невероятное удовольствие. А от травм не застрахован никто! Ведь сломать ногу можно в самой безобидной ситуации, выходя из трамвая, например. По-моему, человек в первую очередь сам должен отвечать за свое здоровье и безопасность.

В большинстве же белорусских компаний и слыхом не слыхивали о новомодных тенденциях. Да о чем говорить, если у нас всего 32 процента фирм страхуют своих сотрудников от несчастных случаев во время служебных командировок? Поездка в маршрутке - более экстремальное приключение, чем прыжки с парашютом, считает глава представительства в Беларуси известной автомобильной компании Дмитрий Якименко. С ним солидарна и Виктория Данько, директор крупного предприятия быстрого питания: "Если у моих сотрудников хватает времени на экстрим, я только рада за них. Ограничивать же никого не собираюсь, это личное дело каждого. Да и ко всем ведь надсмотрщиков не приставишь".

А менеджеры и рады. Кто же захочет, чтобы его лишили даже малой толики земных радостей и удовольствий? Впрочем, есть у нас несколько банков, которые поощряют здоровый образ жизни не только на словах. Сотрудникам, не болеющим полгода, выплачивают специальную премию либо выдают абонемент на посещение фитнес-центра. А тем, кто бросил курить, жалованье увеличивают чуть ли не вдвое (уже давно замечено - непозволительно много рабочего времени "белые воротнички" тратят на пустословие в курилках)...

- Мне кажется, это всего лишь веяние времени, модные тенденции, которые в российских компаниях принимают форму некоей корпоративной стратегии, - утверждает Елена Кухаренко, менеджер одного из операторов сотовой связи. - Лично я с удовольствием занимаюсь дайвингом и считаю, что ничего опасного здесь нет. А вообще, в нашей компании приветствуется любая активность со знаком "плюс".

Неужто это и в самом деле всего лишь причуды богатых компаний, чьи рекламные ролики регулярно крутят в прайм-тайм? Эдакий своеобразный "пиар", возможность отправить еще несколько бонусов в свою копилку?

- Лично я так не считаю, - уверенно говорит директор минского кадрового агентства Игорь Кочетов. - Владелец любой компании, нанимая на работу сотрудника, возлагает на него некие профессиональные надежды, вкладывает деньги в его обучение. Час "Х" настает, когда специалист начинает приносить прибыль. Уверяю вас, ни один держатель бизнеса не захочет потерять ключевую фигуру, на которой завязаны важнейшие дела холдинга. "ЛУКойл", выкладывая миллион долларов за информацию о местонахождении похищенного Сергея Кукуры, платил в первую очередь не за личные качества вице-президента, а за его профессионализм, связи, умение эффективно вести дела корпорации...

Любой владелец компании - собственник. Он всеми силами стремится уберечь от напастей интеллектуальное ядро своей фирмы. Думаю, вполне оправданный порыв современного бизнеса...



Кстати

Беспокойство руководства компаний за жизнь своих топ-менеджеров можно понять. В последнее время они с пугающей регулярностью попадают в авиа- и автокатастрофы. К сожалению, большинство таких ЧП и в Беларуси, и в России для бизнесменов заканчивается трагически.

2 января 1999 года. В автомобильной аварии около деревни Сватки Мядельского района погибли заместитель председателя Совета Республики, директор пивзавода "Оливария" Тамара Дудко и ее зять Геннадий Нелюбов, заместитель начальника отдела снабжения ПО "Минскхлебпром". 6 июня 2000 года. Под Невьянском генеральный директор АО "Лобва" Илья Анисимов не справился с управлением автомобиля. В результате топ-менеджер и его жена Анна погибли.

30 августа 2000 года. В автомобильной аварии, произошедшей в пригороде Тольятти, погиб председатель производственного совета АО "АвтоВАЗ" Иван Барышников.

29 июня 2002 года. Умер Джин Кан, один из основателей и исполнительный директор компании "InfraSearch Inc". Смерть наступила в результате несчастного случая, подробности которого не разглашаются по просьбе семьи погибшего.

13 июля 2003 года. В результате падения частного вертолета "Robinson" R-44 в Хакасии погиб член совета директоров "Евразхолдинга" Анатолий Смолянинов и его жена Ольга, летевшие на отдых.

8 декабря 2003 года. Из-за гололеда и плохой видимости на дороге "Волга", в которой ехал заместитель генерального директора ОАО "Баранчинский электромеханический завод" Денис Эйснер, врезалась в автомобиль, двигавшийся навстречу. Бизнесмен погиб на месте.

3 марта 2004 года. Вертолет, на борту которого находился управляющий директор "Group Menatep" Стивен Кертис, разбился близ Лондона.

24 августа 2004 года. В авиакатастрофе самолета Ту-134 на территории Тульской области погибли генеральный директор "Волгоградтрансгаза" Виктор Лебединский, директор Саратовского дорожного центра рабочего снабжения ОАО РЖД Михаил Храмченков, управляющий региональным отделением Федерального депозитного банка Игорь Бытин и начальник отдела ценных бумаг этого же банка Александр Степанов.

31 августа 2004 года. Генеральный директор ярославского завода ОАО "Холодмаш" Сергей Конуркин и технический директор предприятия Вячеслав Дербенцев погибли в автомобильной аварии недалеко от Чебоксар.

14 сентября 2004 года. Оторвавшийся фрагмент лопасти вертолета попал в старшего вице-президента управляющей компании "Евразхолдинг", председателя совета директоров Западно-Сибирского металлургического комбината Андрея Севенюка. 33-летний бизнесмен погиб на месте.



Работать, работать, работать!..

Европейские пенсионеры не собираются уходить из бизнеса. Мода на молодых менеджеров постепенно проходит. "Красные директора", как принято называть управляющих пожилого возраста, возвращаются в корпорации на руководящие посты. Сегодня владелец компании скорее доверит свою фирму менеджеру старой закалки, с большим опытом работы, чем юнцу, только выпорхнувшему из европейской бизнес-школы. К тому же зачастую 50-летние управляющие вместо предпенсионного спада переживают карьерный взлет.

Похожая ситуация и в США. По данным американского федерального бюро трудовой статистики, к 2010 году каждый пятый менеджер будет старше 55 лет. А к 2050 году доля молодых работников на американском рынке труда составит всего 65 процентов. Уже сейчас компании принимают на работу немало сотрудников предпенсионного возраста. Особенно высок спрос на инженеров и финансистов старшего поколения.

А вот сами 50-летние хотят "сойти с дистанции" как можно раньше. Например, 38 процентов британских менеджеров даже планируют закончить работу до достижения пенсионного возраста. 16 процентов бизнесменов уйдут в отставку в предписанное законом время. И только 10 процентов руководителей предприятий хотят продолжить работу после 65 лет.

Впрочем, в России все остается по-прежнему. Средний возраст, к примеру, московского менеджера среднего звена - около 32 лет. В белорусских кадровых агентствах утверждают, что наши управляющие не старше. И тенденция к омоложению руководящего состава сохраняется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter