Тонкая настройка аппарата

Президент провел совещание по вопросам оптимизации структуры, численности и функций государственных органов

Президент провел совещание по вопросам оптимизации структуры, численности и функций государственных органов


Чиновник народной молвой отнюдь не обласкан. Да и вряд ли были времена, когда все общество питало к нему исключительно теплые чувства. Виной тому, с одной стороны, системные проблемы. Бюрократы, волокитчики, снобы сильно портят репутацию всего своего класса. С этими явлениями у нас ведется непримиримая борьба. И не без успеха. Есть и объективная сторона вопроса. Компетенция госструктур — решать житейские проблемы граждан. Люди идут сюда с разного рода проблемами. И стоит системе хоть чуточку забуксовать, она сразу в глазах общественности зарабатывает изрядное количество минусов. Но очевидно и то, что без чиновника тоже не обойтись. Он, собственно, и есть связующее звено между гражданином и государством. Другое дело, насколько эффективно он работает. Глубоко ли знает вверенный участок работы? Относится ли к своему делу с полной самоотдачей? В этих вопросах, по большому счету, лейтмотив начавшейся оптимизации структуры, численности и функций государственных органов. Детали обсуждались на совещании у Президента.


В качестве основного Александр Лукашенко выдвигает суворовский принцип:


— Не числом, а умением добиваться результатов. Это значит не раздувать бюрократический аппарат, а системно формировать компактную и эффективную управленческую структуру.


Базовая задача — сокращение численности госорганов на четверть. От ее решения надлежит отталкиваться при перераспределении функций.


Для выполнения соответствующих поручений Президента была создана специальная комиссия. Ее руководители Глава Администрации Президента Андрей Кобяков и помощник Президента Наталья Петкевич недавно докладывали Александру Лукашенко о выработанных предложениях. Он их в целом поддержал. Хотя некоторые инициативы по упразднению или объединению некоторых органов требуют дополнительной проработки. На совещании об оценке Правительством внесенных предложений доложил Премьер–министр Михаил Мясникович.


Из наиболее заметных преобразований выделяется упразднение трех министерств и одного госкомитета с передачей их функций другим органам. Это касается Минторга, Министерства ЖКХ, Министерства по налогам и сборам, Государственного комитета по науке и технологиям. Из структуры некоторых министерств предложено вывести ряд департаментов. Сформулированы пропорции сокращения численности центральных аппаратов министерств и концернов, «вертикали» от облисполкомов до сельсоветов. Все инициативы сформулированы, четко и логично мотивированы. Хотя по ходу обсуждения обнаружилось, что некоторые моменты все же стоит уточнить.


Например, председатель Минского облисполкома Борис Батура отметил, что без проблем можно до 30 процентов сократить аппарат областного звена. А вот на районном уровне поднимать планку выше 10 — 15 процентов не стоит. Там и без того люди серьезно загружены работой. Передний край — сельсоветы — и вовсе трогать нежелательно. Здесь стоит пойти по другому пути — оптимизации самой структуры. В результате можно существенно уменьшить количество сельских Советов. Бориса Батуру в этом поддержал его брестский коллега Константин Сумар. Свои соображения о негативных последствиях ликвидации ГКНТ и Минторга высказали руководители этих структур Игорь Войтов и Валентин Чеканов.


Президент внимательно выслушал всех выступающих и предложил еще раз проанализировать все нюансы. При этом заметил, что в «спину нас никто не толкает». Это чисто внутренняя задача, а не вынужденная мера, как, например в Греции, Португалии или других проблемных европейских странах. Тут, как говорится, семь раз отмерь:


— Давайте аккуратно, взвешенно подойдем ко всем этим вопросам и выработаем оптимальные решения, которые уже в самое ближайшее время необходимо активно и без проволочек реализовать на практике. Необходимо руководствоваться интересами государства и общества, а не отстаивать узковедомственные или местечковые позиции. То, что мы должны сократиться примерно на четверть, — это неизбежно. Давайте из этого исходить.


Здесь стоит обратить внимание на то, что в Беларуси и сегодня госаппарат и без того достаточно компактен. В этом убеждает сравнение с сопоставимыми по численности населения странами. В Австрии, например, почти 85 тысяч чиновников, в Словении — 86 тысяч, у нас немногим менее 56 тысяч. В центральном аппарате Болгарии работает около 7 тысяч человек. В небольшой Литве с численностью населения втрое меньшей нашей в верхнем управленческом звене почти 4 тысячи чиновников. У нас — 4,4 тысячи. И расходы на содержание аппарата у нас сравнительно невелики. Но даже эти говорящие цифры не снижают актуальности поставленной задачи. Каков ожидаемый эффект от ее решения? В целом численность госорганов сократится примерно на 13 тысяч человек. В годовом исчислении, по оценке Правительства, это даст около триллиона рублей экономии.


Здесь два принципиальных момента. Президент обращает внимание на то, что ни в коем случае нельзя обидеть тех, кого коснутся процессы оптимизации. Люди должны, как и раньше, быть обеспечены медицинской помощью, кто был направлен на учебу, должен иметь возможность ее закончить. А как поступить с теми, кому совсем немного осталось до полной выслуги, надлежит позже разобраться отдельно. Но никаких дополнительных льгот и сверхвыплат не будет. Всем должна быть предложена достойная работа, в соответствии с квалификацией и навыками. И главное, сокращение той или иной должности не означает, что уйти должен именно занимавший ее человек. Если он добросовестный и грамотный работник, ему должно быть найдено соответствующее применение в системе. Оптимизация должна коснуться прежде всего тех, кто к своим обязанностям относится с прохладцей.


Второй момент — использование сэкономленных средств. Президент признает, что зарплата государственных служащих у нас «недопустимо низкая». Но механическое повышение обществом воспринято не будет. Только за счет сокращения госаппарата. Поэтому высвобождающиеся ресурсы пойдут в том числе и на решение этой задачи. Таким образом, будет сделан шаг к повышению престижа госслужбы. Статус занятых на ней должен быть повышен. Это еще одно требование Александра Лукашенко.


Окончательная доработка предложений не должна занять много времени. Президент распорядился, чтобы уже в течение первого квартала был подготовлен соответствующий нормативный документ. А работу по нему надлежит провести до конца первого полугодия. Попутная задача — еще раз посмотреть на проблему документооборота. Слишком много запросов рассылают на места отраслевые министерства. Причем многие дублируют друг друга. Эта лишняя нагрузка отнимает много времени. Ее устранение станет еще одним инструментом оптимизации работы госструктур.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter