Герой Социалистического Труда Георгий Котляров стал первым комбайнером-тысячником в Беларуси

Только сильным покоряются поля

10_3 (Копировать) (2).jpgВ 70-х годах прошлого столетия Ветковский район Гомельщины гремел на весь Советский Союз. Именно здесь свои полевые рекорды ставил механизатор Георгий КОТЛЯРОВ. В отечественную историю вошел как первый комбайнер, намолотивший за одну страду больше тысячи тонн зерна. А потом покорил, казалось, и вовсе недосягаемую планку — в две тысячи тонн. По тем временам такой результат был сродни полету в космос. 

ПОРТРЕТ ветковского комбайнера не сходил с газетных страниц. Едва стартовала уборка — репортеры устремлялись в деревню Шерстин, где работал знаменитый Котляров. Он и сам не знает, как так получилось. Явно не простое везение. Точно — фантастическое трудолюбие и колоссальная самоотдача. Вот думаю, сможем ли поговорить? Все-таки 86. Но в Шерстинском сельисполкоме, где разыскиваю адрес и телефон Георгия Макаровича, даже обижаются:

— Да вы что! Наш Макарович в отличной форме. Боевой, как и прежде.

 На такие мои рассказы пенсионер лишь посмеивается. Мол, да, конечно, боевой. Чего-то уже не вижу, чего-то не слышу. Живу один. Дети (с женой вырастил троих) и внуки с правнуками наезжают по выходным и праздникам. Благо все в Гомеле живут. Не скучаю. Собака вот есть во дворе. Да с полдесятка кур в хозяйстве. Надо заботиться. Радио, телевизор — жизнь, значит, размеренная. А прежде? Прежде, понятно, был полон сил, устремлен к победе, результату. Ведь корни — здешние. От этой земли поднялся, ей и обязан всем. Как же по-другому? Георгий Макарович мне толкует: 

— Земля дружна с человеком и благодарна ему, когда он любит ее и по-хозяйски о ней заботится. Земля, она гордая и пренебрежительного отношения к себе не прощает. Не любит равнодушных.  

Само собой уходим в прошлое. Вся жизнь с малолетства в здешней округе. Георгий Макарович вспоминает без труда, светло и с тенью теплой ностальгии:

— Я родился в семье крестьянина в поселке Ягодное, что неподалеку. Отец умер, когда мне было около 10 лет. Он был, знаете ли, отличный плотник, многим сельчанам помогал строить дома. Мать работала дояркой. Смерть отца сильно ударила по семье. Ведь осталось семеро детей. Так что, когда я чуть подрос и учился в третьем классе, на каникулах меня уже отправляли в колхоз пасти телят, овец. Честно сказать, хорошего в детстве мало видел: надо было работать… До четырех классов ходил в школу в своей деревне, а после — в Шерстин.  

 1975 г.

Отступавшие фашисты сожгли дом Котляровых, и год дети ютились в брошенном блиндаже, разбирая деревянные стены окопов для строительства избы. В 1945 году вместе с другими сельскими парнями Жору Котлярова отправили на учебу в Ветковскую МТС. Здесь он получил свою первую профессию — тракторист. Однако не она сделала его человеком-легендой. После окончания Гомельской школы механизации сельского хозяйства в 1953 году впервые сел за штурвал комбайна. 

Ерошит седину:

— То был бензиновый СКМ-5. Разве сравнить с нынешними красавцами — «сельмашевцами»! Новые комбайны работают, будто швейная машинка. А я, можно сказать, трудился на «первобытной» технике, которая громко гудела и стучала. В общем, мой «первенец» был тихоходный и слабенький, но по тем временам считался одним из лучших. Ничего мне не мешало за сезон убирать больше 800 гектаров, намолачивая по 450 тонн зерна. 

К слову сказать, тогда намолот в полтысячи тонн приравнивался к подвигу. За такой результат удостаивали государственных наград. Пример того, что все это реально, появился буквально рядом — комбайнер Саковский из Хойникского района возьми да и намолоти первые 500 тонн. Тогда же ему и присвоили звание Героя Соцтруда. История о том, как начиналось котляровское ударное движение, позже облетела все союзные газеты. Георгий Макарович рассказывает:

— Когда Саковский намолотил первые 500 тонн, наш секретарь райкома и говорит мне: «Как же это так, у нас же район больше!» А у меня в то время просто не с чего было молотить. Три раза посылали в Россию помогать. И вот когда я вернулся, то перешагнул результат своего коллеги. Он — 500, а я 1008 тонн выдал в 1973 году. С этого и пошло. В 1974-м у меня уже было 1140.

ОН НАСТОЛЬКО оторвался от других, что казался недосягаемым. При равном раскладе Котляров ставил рекорды. Его соперники по полю тщетно пытались хотя бы приблизиться. Медаль «За трудовую доблесть», два ордена Ленина, ордена «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Венец всему — звание Героя Социалистического Труда в 1975 году. Откуда все это? Неужели просто совпали время и человек? Георгий Макарович на мои вопросы отвечает житейскими уроками:

— Еще в юности научили работать честно и с полной отдачей сил. Тогда у нас была жесточайшая производственная дисциплина. Наверное, не для этого времени такая схема действий. Но в 40-х, работая в две смены, днем и ночью, механизаторы знали: невыполнение нормы, появление пьяным на работе, опоздание наказывались штрафными работами от 10 до 30 дней. В Хальче для этого была создана трудовая колония. Не вспахал положенную дневную норму — отправляйся в колонию и месяц работай бесплатно. Эти уроки я усвоил на всю жизнь. Прохладца или халтура на поле — никогда такого даже в мыслях не было.

Зато в мыслях были новаторские ходы. Георгий Макарович постоянно рационализировал свой труд. Придумал, например, оснастить комбайн вторым баком для горючего, чтобы заправлять его раз в сутки, перед работой. Время на дополнительную заправку экономилось — намолачивать стали «лишний» бункер зерна. Или отдых и обед посменно. Один перекусывает, другой работает. И наоборот. Опять же экономия. Ранний выход в поле и уборка дотемна. Выгрузка бункера на ходу. Эти «ноу-хау» подхватывали и другие комбайнеры. За опытом в Шерстин приезжали специалисты из разных уголков великой страны.

Впрочем, его результаты не только восхищали, но и заставляли сомневаться в их реальности. Поэтому за полевым супергероем по пятам следовали контролеры и репортеры. Одна из уборочных прошла исключительно под прицелом видеокамер. Георгий Макарович помнит как сейчас:

— От дома до поля и обратно — съемочная группа не отставала ни на шаг. Честно скажу, напряженный был сезон. Все время, будто под лупой. Хоть и привык я к пристальному вниманию, но выдержать постоянное сопровождение было непросто. Потом фильм вышел. Его еще по телевизору крутили. 

ОН НЕСПЕШНО и мудро рассказывает мне о крестьянском труде. Тяжелый это труд. И даже современные комбайны, пришедшие на смену раритетам, не отменяют самоотдачи, ответственности, любви к земле и бережного отношения к технике. Если ты не слышишь свою машину, не чувствуешь ее, говорит Котляров, то и взамен мало что получишь. Георгий Макарович прощается с улыбкой и благодарностью, что оживила его новогодними поздравлениями и от «Сельской газеты»:

— Спасибо вам на добром слове. Моя жизнь выдалась богатой на достижения, события, встречи, награды. Довелось быть знакомым с Петром Мироновичем Машеровым. Сохранил светлую память о нем.  Вижу и сейчас у нас много людей, которые искренне любят землю и умеют на ней трудиться.

dealukk73@mail.ru

Фото Ветковской районной газеты
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter