Рекордная инфляция, остановка предприятий, недовольство жителей: в Литве нарастает экономический кризис

«Только один процент может купить все, что пожелает»

На днях один из литовских порталов опубликовал любопытнейшую статистику, согласно которой большая часть населения страны-соседки отмечает ухудшение экономического положения государства: с этим согласны 78 процентов жителей, и только один процент думает, что оно улучшилось. Настроения литовцев удивляют даже местных экономистов, которые уже открыто заявляют: правящему режиму нужно срочно делать выводы, иначе… 

коллаж любови царюк

Настроения — пессимистичные

Опрос респондентов проводился в июле. У литовцев спросили, улучшается или ухудшается положение в стране. 72 процента участников опроса считают, что дела идут к худшему, восемь процентов — к лучшему, 20 процентов вовсе не смогли ответить на этот вопрос.

В целом респонденты разных возрастов, социального положения и пола оценили ситуацию одинаково: большинство считает, что ситуация ухудшается.

Также у участников интересовались, улучшилось ли экономическое положение Литвы за последние три месяца. 38 процентов ответили, что сильно ухудшилось, 40 — немного ухудшилось, для 16 процентов оно осталось прежним. 

Заглянули респонденты и в собственный кошелек. На вопрос о финансовом положении семьи 24 процента ответили, что за три последних месяца оно сильно ухудшилось, 48 — немного ухудшилось, 24 процента считают, что не изменилось. Только у двух процентов дела немного улучшились. 

Причем свое финансовое положение как ухудшевшееся оценили большинство мужчин и женщин вне зависимости от доходов и возраста. Любопытным были итоги опроса, касавшегося оценки своего финансового состояния с точки зрения совершения тех или иных покупок: только один процент опрошенных считают, что могут позволить купить себе все, что захотят. Большая же часть опрошенных — 44 процента — ответили, что у них пока хватает денег только на еду и одежду, а вот на крупные покупки средств недостаточно. Причем хуже свое финансовое положение оценивают сельчане, люди старшего возраста и женщины. 

И напоследок литовцев попросили оценить настроение и грядущие ожидания. Вот тут-то и всплыло самое интересное: почти четверть респондентов — 23 процента — сообщили, что чувствуют неуверенность, страх перед завтрашним днем, 19 процентов надеются на то, что в будущем будет немного лучше, 14 — испытывают равнодушие, апатию, смирились с судьбой, ровно столько же — 14 процентов — полностью разочарованы, не верят ни в какое улучшение. Иначе говоря, в литовском обществе нарастают пессимизм и депрессия. И это еще зима с ее отопительным сезоном не наступила. 

— Меня удивило, что у людей такой мрачный настрой. Большая часть жителей считает, что экономика ухудшается, и очень плохо оценивает свое финансовое положение, — цитирует портал delfi.lt экономиста банка Swedbank Юрате Цвиликене

По ее оценке, это предсказуемо: на людей действует инфляция, приближается холодный сезон, что отражается на настроениях. Юрате Цвиликене поясняет:

— Инфляция у нас рекордная, но многие экономисты считают, что она достигла пика, надеемся, она пойдет на спад. Нет таких людей, которые не ощущают инфляцию и рост цен. Второй момент: уходит летняя эйфория. Ведь июль (когда проводился опрос. — Прим. авт.) — это еще лето, но люди уже начали думать об осени, отоплении, кризисе цен на энергоресурсы. Я бы сказала, что результаты опроса отражают беспокойство и то, что люди могут себе меньше позволить за те же деньги. Мы это видим по другим данным: денег тратят больше, а реальное потребление ниже. Все это приводит к ухудшению настроения, пессимизму.

Прогноз — неблагодарное дело

Кстати, инфляция в еврозоне и, естественно, в Литве, продолжает расти как на дрожжах. На днях свои прогнозы относительно этого процесса озвучил председатель правления Центробанка Литвы Гедиминас Шимкус. По его мнению, темпы роста цен практически достигли своего пика. 
Похоже, инфляция находится где-то рядом со своим пиком, — заявил журналистам в начале недели Шимкус. 

Оценивая ситуацию исключительно «па ашчушчэниям», глава литовского Центробанка добавил, мол, трудно прогнозировать, когда именно инфляция должна ослабить свой рост:

— Очень неблагодарное дело говорить, пик это уже или нет. Но все данные позволяют ожидать, что период пика где-то рядом. 

Ага, как и истина… И похоже на то, что и этот прогноз не окончательный. 

Тут стоит привести данные Евростата, который в минувшую среду сообщил, что инфляция в еврозоне в августе достигла нового рекорда — 9,1 процента. По данным ведомства, в июле соответствующий показатель составлял 8,9 процента. 

В то же время предварительная годовая инфляция в Литве (в августе 2022-го по сравнению с августом прошлого года), рассчитанная по согласованному индексу потребительских цен, составляет 21,1 процента. Такие данные приводит Департамент статистики Литвы. Отметим, это больше на 0,2 процента, чем была дана предварительная оценка в июле (20,9 процента).

Стоп, машина!

На этом проблемы не заканчиваются. На фоне роста цен на энергоресурсы крупнейшие предприятия начали приостанавливать свою деятельность. Так, Achema — крупнейшее предприятие по производству азотных удобрений в Литве — было вынуждено с 1 сентября приостановить свою работу. Говорят, временно, объясняя свои действия ростом цены на газ и, соответственно, себестоимости, в структуре которой газовая составляющая достигает 70 процентов. Правда, на Achema пока еще функционирует производство газовой смолы и технического газа, но и это, видимо, тоже временно… 

После остановки завода часть работников задействовали в присмотре и охране оборудования, остальных отправили в простой. 

По мнению председателя Литовской конфедерации бизнеса (ЛКБ) Андрюса Романовскиса, пример Achema — не единичный и может стать тенденцией. По его словам, предприятия, которые останавливают работу, можно найти в каждом самоуправлении Литвы.

Думаю, что пример Achema симптоматичен. Он показывает, по какому пути идут или пойдут другие предприятия. Это большое стратегическое предприятие, поэтому все обратили внимание, но, наверное, в каждом самоуправлении найдем примеры, когда частично, а некоторые предприятия, может, и совсем останавливают деятельность, — поделился соображениями представитель бизнеса с Delfi TV.

По его словам, примеров полной остановки предприятий становится все больше и больше, и уже очевидно, что в сентябре бизнесу, возможно, придется прибегнуть к еще более радикальным мерам:

— Видел, что и сеть Impuls отменяет часть услуг, связанных с зонами бассейнов. Очевидно, с началом сентября и после получения первых огромных, космических счетов бизнес предпринимает меры по снижению расходов и как-то попытается выжить, — считает руководитель ЛКБ. 

По мнению Андрюса Романовскиса, в некоторых сферах деятельности, связанных с услугами, в которых составляющая электроэнергии невелика, могут не ощущать большого влияния высоких цен на электроэнергию, но в большинстве случаев речь идет о промышленности, торговле, где электроэнергия — это кислород экономики.

В подтверждение своих слов он привел пример производства сыров: так, счета Rokiskio suris всего за год выросли с 250—300 тысяч до 1,7 миллиона евро в месяц. 

— Tы должен перенести это (стоимость энергоресурсов. — Прим. авт.) или в конечную цену потребителю, что часто не удается и не получается из-за конкуренции, других обстоятельств, или должен уменьшать издержки. А уменьшение издержек связано как с сокращением производства, так, к сожалению, и с увольнением работников, — отметил Андрюс Романовскис.

И тут, пожалуй, добавить нечего. 

Режим заморозки

И какие же решения предлагают власть имущие обычным литовцам? Будете смеяться, но ничего нового: реже мыться, мерзнуть в холодных помещениях и ездить чуть помедленнее. Мы уже говорили, что спортцентры Impuls объявили о приостановке работы бассейнов и водных зон в четырех своих объектах, т.е. после интенсивной тренировки душ предлагают принять исключительно дома. 

— Из-за растущих непрогнозируемых цен на электричество сейчас содержание одного бассейна стоит столько, сколько до пандемии обходилось содержание всех бассейнов. Мы рассматривали разные варианты, надеялись, что ситуация стабилизируется, но прогнозы неблагоприятные, а перебрасывать на плечи клиентов такой груз было бы нечестно, — оправдывается глава Impuls LTU Грета Радзявичене. 

По ее словам, расходы на бассейны составляют 60 процентов всех коммунальных счетов предприятия за воду, электричество и отопление.

Еще одно «оригинальное» решение озвучило на днях министерство энергетики Литвы, которое предлагает снизить температуру в помещениях, а также сократить максимально разрешенную скорость движения по скоростным шоссе и автомагистралям. Эти меры прописаны в плане мероприятий по энергосбережению, которые будут внесены на рассмотрение правительства. В отопительный сезон предлагается снизить температуру внутри помещений до 19 градусов, летом повысить температуру кондиционера до 27 градусов, а в зданиях бюджетной сферы отключить горячую воду. Совсем. За ненадобностью. 

Еще одной мерой ведомство предлагает разрешить сотрудникам бюджетных учреждений, государственных ведомств и предприятий, которые прибегают к удаленке, работать таким образом по пятницам и понедельникам, чтобы четыре дня подряд снижать температуру отопления в помещениях до 17 градусов. А вот расходы при работе дома — это уже забота обывателя. 

Также предлагается ограничить скоростной режим на автомагистралях до 110 километров в час еще на два месяца — с октября по май. Отметим, что такая скорость уже действует с ноября по март. 

Поддержат ли власти эти меры? Поживем — увидим, но, думается, скорее да, чем нет. В качестве весомого аргумента в пользу своих идей в ведомстве предварительно прикинули, что расходы государства в случае отклонения «гениальных решений» только на тепло и электроэнергию могут достичь в текущем году 250 миллионов евро. Кстати, по данным Имущественного банка, в 2021-м они составили 98 миллионов евро.

А кто виноват-то?

Бонусом во всем этом разгорающемся экономическом (а за ним, собственно, и политическом) кризисе можно назвать прозрение литовских властей. Премьер-министр Ингрида Шимоните считает, что проблема Литвы заключается в слишком малом производстве электроэнергии (зачем, спрашивается, закрывали Игналинскую АЭС?!), поэтому потребители страны особенно страдают от высоких цен.

— На данный момент цена на электроэнергию формируется по самому дорогому энергоносителю — в данном случае по газу, что имеет прямое влияние на цены на электроэнергию. В то же время где-то за счет этого формируется прибыль, которая связана не с повышением эффективности, а с тем, что сложилась ситуация с дешевой себестоимостью продукции. Этот вопрос, вероятно, мало актуален для Литвы, потому что ее проблема совсем в другом, у нас просто слишком мало генерации,  поэтому на нас сильно влияет этот ценовой эффект, — сообщила в понедельник Ингрида Шимоните на пресс-конференции.

Резюмируя свой пространный спич о единстве подходов в ЕС, она добавила (что, собственно, и можно считать той вишенкой на торте и прозрением на пороге грядущей зимы), оправдываясь за нынешнее состояние экономики Литвы:

— …Дескать, мы сами виноваты в этих высоких ценах на газ, мы ввели какие-то санкции, мы что-то сделали не так, в результате чего сейчас страдают люди.

О том, что думают о политике правящей верхушки эти самые люди, мы расскажем более подробно в ближайших номерах «Р». Наши корреспонденты выехали на один из участков границы, где сейчас действует безвизовый порядок въезда на территорию нашей страны для граждан Литвы, Латвии и Польши. Поток не иссякает: наши соседи едут в Беларусь за продуктами, горючим, доступным оздоровлением и позитивными впечатлениями. 

anufrieva@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter