Ток пошел

Пуск нового блока на Минской ТЭЦ–5 напомнил похожее мероприятие в конце 2005 года. Тогда Президент «завел» автоматизированную систему управления модернизированного энергоблока Березовской ГРЭС. И говорил при этом очень важные слова о суверенитете и независимости, обеспечить которые без серьезной модернизации энергосистемы невозможно.

Пуск нового блока на Минской ТЭЦ–5 напомнил похожее мероприятие в конце 2005 года. Тогда Президент «завел» автоматизированную систему управления модернизированного энергоблока Березовской ГРЭС. И говорил при этом очень важные слова о суверенитете и независимости, обеспечить которые без серьезной модернизации энергосистемы невозможно.


Прошло шесть лет. Слова материализовались. Вот лишь самые заметные вехи. Модернизированы Лукомльская ГРЭС, Минская ТЭЦ–3, Гродненская ТЭЦ–2, Лидская, Брестская, Барановичская ТЭЦ. Несколько региональных станций и централей приспособили к эффективному использованию местного топлива... Не стану дальше перечислять все реализованные в 2006 — 2010 годах проекты госпрограммы модернизации энергетики. Интересен общий результат. 450 мегаватт — дополнительные мощности. Экономия топлива — 1,6 миллиона тонн. А что дальше?


Перед входом в помещение нового энергоблока ТЭЦ–5 Президент изучал стенды с информацией о работе и перспективах нашей энергосистемы. Я обратил внимание на интересный график — прогноз потребления газа. При растущей мощности оно к 2015 году заметно сократится. В 2010 году энергетики сожгли 12,03 млрд. кубометров. Если бы не внедряли экономичные технологии, в 2015–м расходовали бы уже 12,29 миллиарда. А модернизируя свои предприятия, планируют выйти на потребление 10,13 млрд. кубометров. В деньгах считать не буду. Цена горючего — не константа. Хотя сегодня она у нас очень даже приемлемая. По крайней мере, в сравнении с ближайшими соседями. Назову еще одну цифру, полезную в сравнении. Стратегия развития белорусской энергетики предполагает к 2015 году ввести в эксплуатацию почти 3 тысячи мегаватт, как говорят специалисты, «высокоэффективных генерирующих мощностей». Вот такая говорящая арифметика. Мощности растут вместе с экономией. Как это возможно? Пример ТЭЦ–5 объясняет вполне доходчиво.


Станция, кстати, своего рода легенда. Изначально задумывалась как атомная еще в поздние советские времена. Так и начинала строиться, но жизнь внесла известные коррективы. Бросать жалко. Многое уже было сделано. Но основной тепловой профиль сильно смущал. Около 40 километров теплосетей до столицы. Во времена Союза, может, и допустимый размах. А в рыночных реалиях — явное расточительство. Тем более что и промышленным потребителям, на которых изначально ориентировалась ТЭЦ, запланированных объемов тепла уже не требовалось. Значит, ориентир — электричество.


Смотрим на исходные параметры. Был один энергоблок. Мощность — 320 мегаватт. Кпд — около 39 процентов. Расход топлива — 317 граммов на киловатт/час. А вот показатели нового блока. Мощность — 400 мегаватт. Кпд — 57 процентов. Расход — 223,5 грамма на киловатт/час. Все вопросы о том, как можно экономить при росте производства энергии, снимаются.


Изюминка проекта — участие в нем китайских партнеров. Точнее, не просто участие. После заключения в 2008 году контракта с Китайской национальной корпорацией по зарубежному экономическому сотрудничеству они стали первой скрипкой. При том, что дирижировала этим совместным оркестром наша страна. Госбанк развития Китая предоставил кредит на полное финансирование работ... И вот он — результат.


Доводилось бывать на ТЭЦ с советским оборудованием. Шумно — слабо сказано. Чистота, конечно, присутствует. Но все же не та, когда на гладком, выкрашенном полу турбинного цеха ТЭЦ–5 легко найдешь скрепку. Я ее обронил, перебирая заготовленные заранее бумаги с информацией. И машинально подняв, подумал, что это говорит о многом.


Впечатлил момент пуска энергоблока. Президент, первый вице–премьер Владимир Семашко и министр энергетики Александр Озерец вместе нажимают пусковую кнопку. На мониторе пошел отсчет оборотов турбины. Минута с небольшим — и сверху красная надпись: «Энергоблок в работе». Взгляд скользит на показатели параметров. Они повторяют проектные.


Это, похоже, предопределило содержание дальнейшего диалога Президента с представителями Китайской национальной корпорации по зарубежному сотрудничеству: «Давайте будем планировать очередное такое строительство».


По словам В.Семашко, у нас есть намерение строить энергоблок в Минске в районе Красного Бора. Китайцы предложили свое участие. «Если наши предложения будут приняты, то реально говорить о начале строительства энергоблока в следующем году», — эту реплику первого вице–премьера, пожалуй, можно расценивать как деловое предложение. А гарантия серьезности намерений — слова Президента, адресованные руководству КНР. Он попросил передать слова благодарности лично Председателю Ху Цзиньтао. И пообещал: «В ближайшее время, я надеюсь, встретимся с руководителем Китая и обсудим перспективы наших отношений».


Лейтмотив посещения Президентом ТЭЦ–5 — эффективность и взаимная выгода. Он характерен и для второго пункта рабочего графика. Буквально в двух шагах от станции расположилось новое предприятие ЗАО «Август–Бел». Здесь российский инвестор. Производит средства защиты растений. И вот ведь совпадение: его производства есть только в трех странах — в Беларуси, России и... Китае. Бизнесмен планирует расширение производства. Президент вдумчиво выслушал доводы. С решением спешки не будет. Первые результаты работы — на уровне. Но, в общем, как мне показалось, они должны быть не менее убедительными, чем у китайских партнеров. Покажет время. Срок анализа — до ноября. Один из основных критериев — результат использования продукции «Августа» в Минской области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter