Тише едешь — дальше не будешь

Транзитный потенциал страны позволяет большее...

Транзитный потенциал страны позволяет большее

Уровень эффективности логистики в республике, несмотря на активное развитие этой сферы и поддержку со стороны государства, остается далеким от заветного минимума — 45-го места в рейтинге Всемирного банка. В прошлом году Беларусь на основании опроса экспедиторов оказалась на 91-й строчке из 155. Для сравнения:   Россия — 132-е место. И хотя сейчас ГТК активно переходит на прием предварительных электронных деклараций, по международным меркам много времени тратится на прохождение границы Таможенного союза, в том числе из-за недостаточной пропускной способности пунктов пропуска. Пример тому — очереди на границе с ЕС. Если сложить ряд этих факторов, выходит, что транзитный потенциал республики используется недостаВзять хотя бы такой показатель, как скорость движения товаров. По статистике, белорусские грузоперевозчики проезжают чуть меньше 300 километров в день, в то время как в Европе — 700 километров. Хотя автопарк у них ничуть не хуже, чем у зарубежных коллег.

Председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Николай Боровой рассказывает: «Парк подвижного состава сегодня насчитывает свыше 14 тыс. единиц. Нам понадобилось 20 лет, чтобы участники рынка, а это на 96 % — представители малого и среднего бизнеса, накопили достаточное количество стартовых инвестиций. В итоге в прошлом году собственники направили € 150 млн. на покупку 1164 грузовых автомашин. Финансовая ситуация нынешнего года позволила приобрести 400 единиц техники. Вместе с тем более половины транспортных средств, работающих на международных перевозках, составляет подвижной состав класса «Евро-4» и «Евро-5» — наш парк один из самых «зеленых» среди стран-соседей. Так что не водители виноваты в том, что их среднесуточный пробег столь невелик. К сожалению, мы по-прежнему много времени тратим на границе, а также при разгрузке и загрузке товара. В конечном счете снижается эффект нашей деятельности для экономики».

Стоит отметить, что в валовом национальном продукте Германии доля логистики составляет 8 %, Франции — 7,4 %, Беларуси — всего лишь 1 %. Если взять вклад отрасли в ВВП Таможенного союза, то она формирует 10—12 % внутреннего валового продукта. В странах ЕС этот показатель составляет 20—25 %. Таким образом, в современных условиях логистика играет ключевую, а в некоторых случаях — определяющую роль в развитии стран. Основное ее благо для национальной экономики — уменьшение доли издержек в конечной стоимости продукции. По мнению экспертов, этот показатель в странах — членах ТС остается стабильно высоким — в среднем 20—25 %, а в некоторых случаях достигает 35 %. А это сказывается и на увеличении цены товара для потребителя. В то же время рекомендованные транспортные расходы, по данным руководителя Международного союза автомобильного транспорта Умберто де Претто, для Беларуси составляют доллар с $ 25 стоимости перевозимой продукции. У Пакистана этот показатель, к примеру, равен доллару с $ 50, Индии — доллару со $ 100.

По данным ГТК, за 9 месяцев нынешнего года через белорусскую границу проследовало более 1,2 млн. грузовых авто. Это на 5 % больше аналогичного периода прошлого года. Ежегодный прирост объема перевозок, по словам Николая Борового, составляет 15—20 %. «В целом белорусскими и иностранными автоперевозчиками по территории республики в 2012 году перемещено порядка 27 млн. тонн грузов. Из них 9 млн. тонн за 600 тыс. поездок перевезли наши машины. При этом за границу автопоездами с белорусскими номерами вывозится почти 1,8 млн. тонн грузов, или 11 % от общего количества международных передвижений товаров. Чаще всего странами назначения являются Россия, Польша, Германия, Литва, Украина, Бельгия, Нидерланды, а также государства Средней Азии и Кавказского региона», — говорит председатель ассоциации «БАМАП».

В то же время 89 % всех следующих транзитом по территории Беларуси грузов приходится на иностранных перевозчиков — российских, поль­ских и литовских. «Откусить» у них часть объема, заверяют эксперты, позволит строительство современных торгово-логистических центров, где можно будет открывать пункты таможенного оформления. Кроме того, даст ощутимый эффект и отмена принципа резидентства. Суть его заключается в том, что грузы, следующие в Россию или Казахстан через Беларусь из третьих стран, не могут проходить у нас таможенное оформление, а следовательно, обрабатываться и храниться. Таким образом, резидент-грузополучатель не может растаможить груз в Беларуси без создания соответствующего предприятия, что значительно сдерживает развитие нашей транспортной логистики. Для решения вопроса необходимо разработать механизм администрирования взимания НДС. Изобретать велосипед здесь не надо: например, в Евросоюзе товар растаможивается у уполномоченного оператора и вводится в свободное обращение в одной стране, а в декларации сразу указывается, куда он следует. Уплата НДС осуществляется в стране назначения этого товара.

Нерешенным остается и вопрос грузоперевозок из третьих стран на территорию ТС по разрешительному принципу. В идеале белорусские перевозчики могли бы забрать груз из сопредельного государства и доставить его в пункт назначения. Чтобы предоставить такие услуги сейчас, отечественный тягач должен «перецепиться» с другим тягачом из России, и тогда без разрешения (их количество ограничено) «принимающей» стороны груз из третьей страны будет ввезен на территорию нашей восточной соседки. Правда, чтобы иметь российский тягач, надо открыть транспортно-логистический центр, скажем, в Смоленске, иметь там несколько десятков машин и платить налоги... По подсчетам экспертов, решение проблемы перевозок из третьих стран позволит дополнительно обеспечить выручку от экспорта услуг в размере $ 150—200 млн.

«Таким образом, мы должны использовать преимущества ЕЭП для переработки части грузопотока в транспортно-логистических центрах и доставки грузополучателям Таможенного союза и СНГ. Это невозможно без совершенствования таможенного администрирования при экспортно-импортных поставках товаров и транзитных операциях, ускорения прохождения границ», — считает Николай Боровой.

Только цифры

Транспортный рынок СНГ снизил темпы роста перевозок грузов и пассажиров

Согласно данным Статистического комитета СНГ, грузоперевозки стран Содружества всеми видами транспорта за январь—август 2013 года возросли на 1,8 % по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, до 4,78 млрд. тонн. При этом пассажирские перевозки увеличились на 0,5 %, до 23,9 млрд. человек. Для сравнения: в 2012 году за этот же период рост был ощутимее (плюс 8,4 % в грузовом сообщении и 4,4 % — в пассажирском).

По объемам грузоперевозок с большим отрывом от прочих участников первенствовали Россия и Казахстан: итог каждой страны — свыше 2 млрд. перевезенных тонн. При этом Россия показала спад грузоперевозок на 2,3 %. Украина и Беларусь, также заметные в этой сфере, продемонстрировали практически одинаковые темпы снижения. Украина снизила объем грузоперевозок на 4,8 % (до 405 млн. тонн), Беларусь — на 6 % (до 203 млн. тонн).

В тройку лидеров по объемам пассажирских перевозок вошли Казахстан (10,3 млрд. человек), Россия (8,3 млрд. человек), Узбекистан (3,3 млрд. человек) и Украина (2,5 млрд. человек). Рост в этой группе сохранили Казахстан (на 8,1 %) и Узбекистан (на 4 %). Снизили объемы Россия и Украина (на 7,6 % и на 2,3 % соответственно). Наивысшие темпы роста продемонстрировал Таджикистан (плюс 11,3 %, до 330 млн. человек). Спад показали Армения, Молдова и наша страна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter