Календарь и традиции: 9 - 15 апреля. Светлая неделя

Тихий свет малой родины

Неделя «за Вялiкiм днем» всегда считалась особенной. Было принято в это время приезжать на свою малую родину — навестить родню, повидаться с близкими, друзьями, «на свае вочы» увидеть, как поднялась молодая поросль в семьях и ведется хозяйство, оказать помощь старшему поколению и вообще всем, кто в ней нуждается. Обязательно заходили с поздравлением к «хросным бацькам». И, конечно, гуляли по знакомым с детства «сцежкам». «Сваяцтва» — одна из характерных черт традиционной белорусской системы взаимоотношений, складывавшейся на протяжении многих столетий. Эта система включает в себя обязательную взаимопомощь, взаимоответственность, способствует стабильности и консолидации народа, передаче духовной и материальной «спадчыны», укреплению социальных связей. Заботясь об авторитете своего рода, наши предки всегда старались делать так, чтобы не возникало никаких обид и тем более вражды. Родина, род, родня, родословная, «радавод» — однокоренные слова, а корни — великое дело.

фото ольги пак

Заходили в дом, конечно же, не с пустыми руками. И среди «прынесенага» непременно были пасхальные красные яйца. Когда–то к празднику их собирали по несколько «коп», одна «капа» — 60 штук. Хозяева в свою очередь тоже старались встретить гостей хлебосольно. Всю Светлую неделю на столе стояли освященные в церкви хлеб, пасха, соль и яйца. Стол покрывался самой красивой «скацеркай», «абрусам». «Абрусы» — непременный атрибут белорусской календарной и семейной обрядности, они обязательно входили в приданое невесты (праздничные и повседневные). В каждом регионе Беларуси изготавливали скатерти со своим отличием в технике ткачества и приемах «аздаблення». Традиции складывались на протяжении столетий и передавались из поколения в поколение. Например, для «абрусаў» Поднепровья характерны простые узоры, выполненные в сдержанной цветовой гамме. Такие же «сцiплыя» по колористике, сочетающие серебристые оттенки серого и отбеленного «кужалю» скатерти были распространены в центральной части страны и принеманских регионах. А на территории Подвинья — тонкие льняные, полуажурные, с изящным, нежным рисунком, вышитые растительным орнаментом. Гомельские «абрусы» выделялись богатством «аздаблення» и орнаментальных форм. На неглюбских скатертях четкие узоры основного поля гармонично сочетались с ромбическим орнаментом и кружевной прошвой. Чудесные растительные орнаменты, вышитые крестиком с преобладанием красного и черного цветов, яркая полихромная гладь характерны для Туровщины. Сколько же дней и ночей, творческого старания требовалось, чтобы создавать такую красоту! Восхищает совершенство приемов изготовления и украшения, тонкость и изящество рисунков калинковичских, лоевских, наровлянских «абрусаў». Необыкновенно сложны по технике исполнения мотальские скатерти: белое поле на них разделено цветными нитями основы и утка на клетки и полоски и дополнено в несколько рядов растительно–геометрическим орнаментом. На западном Полесье выделяются удивительно тонкие дрогичинские скатерти, вытканные из высококачественного отбеленного «кужалю», полуажурные — каменецкие и ивановские, с большим вкусом декорированные — ляховичские. Как хорошо, что кое–что из этого богатства еще сохранилось не только в музейных экспозициях, но и в деревенских «куфрах» и мы сегодня можем прикоснуться к традиционной культуре своих предков, ощутить ее уникальность.

В восточной части Беларуси завершающий день Светлой недели называли Красная горка, «Ярылавiца». Обычно в этот период устраивали гулянья для девушек на выданье и молодых «замужнiц». После долгих холодов и длительного зимнего домашнего заточения наконец–то появлялась возможность надеть самые лучшие наряды, похвастаться перед подругами новыми украшениями — серьгами, бусами, колечками и шелковыми лентами. Собравшись вместе, прихватив с собой праздничное угощение, женщины выбирали живописное местечко где–нибудь «за вёскай» и устраивали там игры, хороводы с песнями и качание на специально налаженных по такому случаю качелях. Но самое главное — после долгого поста уже можно было отправляться в сваты и справлять свадьбы.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист
.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter