Тихая обитель

Именно в уединении с природой человек часто ищет свое спасение. Городская суета, бытовая неустроенность, информационное давление, ускоренные темпы работы тяжким бременем ложатся на людей. И если бы не было возможности побродить по лесу, насладиться пением птиц, посидеть вечером у костра, полюбоваться тихим закатом на берегу озера, то наша жизнь потеряла бы всякий смысл, сущность. За этой сущностью скрываются духовные искания человека, нетленность души.

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Федор ТЮТЧЕВ

Один мой знакомый, ученый-биолог, рассказал мне как-то о том, почему прикипел сердцем к озеру Тиосто, которое находится в Городокском районе: “Это было в конце 1960-х во время научной экспедиции. Рано утром я выбрался из палатки посмотреть на озеро. Увидел абсолютно зеркальную гладь воды, а над ней — серо-фиолетовая полоска тумана. Из-под этой полоски выходил диск солнца. Эта живая картина на всю жизнь осталась в моей памяти. Ничего подобного больше не видел...”
Возможно, кто-то скажет: ничего необыкновенного. Но просто в тот момент и в том месте душа человека открыла для себя нечто ранее закрытое.
Исстари монахи обосновывали скиты в укромных местах среди природного окружения для душеспасительных бесед и исповеди. История хранит немало примеров, когда в сопровождении иноков на заимку тайно приходили священники. Они же стремились не натоптать тропинки, сторонились от глаза чужого... Публичность для духовных исканий была не в почете. С греческого слово “скит” переводится как аскет, подвижник. Обычно монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные для себя обязательства, например, строгого поста или усиленной молитвы. Старообрядцы называли скитами монастыри или селения монастырского типа.
Сегодня утраченное возвращается. Возрождаются старые храмы, открываются скиты. В самых живописных и нетронутых человеком местах. В России — на Валааме. Новый скит Валаамской обители возведен уже после возвращения Церкви монастыря в 1988 году.
На озере Тиосто в Городокском районе один из 11 островов называют Церковище. Говорят, потому, что стояла у озера церковь. Берега его были густо населены еще в ХIХ веке, рядом проходил Большой екатерининский тракт из Одессы в Санкт-Петербург. Теперь редкого жителя встретишь в опустевших деревнях. Зато таинственности у уникального озера прибавилось. (Более подробно о Тиосто “НГ” писала в № 233—234 от 20 октября этого года.)
Не так давно на Тиосто появился монашеский скит в честь святых Петра и Павла. У деревянного причала развивается флаг с символикой Георгия Победоносца. По периметру усадьбы — ровные посадки березок. Небольшие приземистые постройки и пленочный парник. Чувствуется, что прежние хозяева старались облагородить усадьбу посадками туи и других декоративных деревьев.  Иеромонах Спиридон уже год как несет здесь послушание. Проживает в скиту и молодой послушник Серапион. В монашеском хозяйстве — конь да гуси. Крайне деликатно, чтобы напрасным словом не задеть чувства человека, беседую с отцом Спиридоном. 
— Это место имеет свою притягательную силу, — говорит он. — В течение одного дня озерная гладь несколько раз меняется. Животных и птиц — великое множество. Рядом с домом можно встретить серых журавлей, цапель, косуль, лосей, лис. А зайцев — видимо-невидимо! По мне лучше поле скосить, чем в городе побывать. Суета в городе.
Иеромонаху 31 год, его обет — уединение. Первоначальную школу послушания он получил в Кутеинском монастыре в Орше. Говорит, ближе всего ему духовные искания великого святого Серафима Саровского. Кстати, в июле нынешнего года в скиту Сретенского монастыря в России, созданном в честь преподобного Серафима Саровского, было совершено великое освящение храма Казанской иконы...
По воскресеньям иеромонах Спиридон спешит отправить службу в деревне Веречье, где под храм освящен вагончик. Но даже на праздники местный люд неохотно идет на богослужение. Одна мирянка выдала священнику вслед: “Ты, поп, привык Богу молиться, а я привыкла водку пить...” 
Ближайшая деревня называется Селом, раньше звучало краше — Красное Село. Но местных жителей почти не осталось, поэтому возвращать старое название некому.
Еще недавно эта усадьба принадлежала роду Тимошиных. Ее хозяин Сергей Дмитриевич, известный в России фотомастер, тяжело заболел и в 2003 году перед смертью принял монашество, а усадьбу завещал Витебской епархии. Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий сказал корреспонденту “НГ”, что скит назван в честь святых апостолов Петра и Павла. В планах — построить там часовню.
Апостол Павел, выступая за распространение христианства среди народов, нес миру главную идею своих наставлений — духовное спасение.

Они в блаженном одиночестве
Проникли в таинства души;
Приняв великие пророчества,
Твердили их в глухой тиши...
Валерий БРЮСОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter