Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Федор ТЮТЧЕВ
Один мой знакомый, ученый-биолог, рассказал мне как-то о том, почему прикипел сердцем к озеру Тиосто, которое находится в Городокском районе: “Это было в конце 1960-х во время научной экспедиции. Рано утром я выбрался из палатки посмотреть на озеро. Увидел абсолютно зеркальную гладь воды, а над ней — серо-фиолетовая полоска тумана. Из-под этой полоски выходил диск солнца. Эта живая картина на всю жизнь осталась в моей памяти. Ничего подобного больше не видел...”
Возможно, кто-то скажет: ничего необыкновенного. Но просто в тот момент и в том месте душа человека открыла для себя нечто ранее закрытое.
Исстари монахи обосновывали скиты в укромных местах среди природного окружения для душеспасительных бесед и исповеди. История хранит немало примеров, когда в сопровождении иноков на заимку тайно приходили священники. Они же стремились не натоптать тропинки, сторонились от глаза чужого... Публичность для духовных исканий была не в почете. С греческого слово “скит” переводится как аскет, подвижник. Обычно монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные для себя обязательства, например, строгого поста или усиленной молитвы. Старообрядцы называли скитами монастыри или селения монастырского типа.
Сегодня утраченное возвращается. Возрождаются старые храмы, открываются скиты. В самых живописных и нетронутых человеком местах. В России — на Валааме. Новый скит Валаамской обители возведен уже после возвращения Церкви монастыря в 1988 году.
На озере Тиосто в Городокском районе один из 11 островов называют Церковище. Говорят, потому, что стояла у озера церковь. Берега его были густо населены еще в ХIХ веке, рядом проходил Большой екатерининский тракт из Одессы в Санкт-Петербург. Теперь редкого жителя встретишь в опустевших деревнях. Зато таинственности у уникального озера прибавилось. (Более подробно о Тиосто “НГ” писала в № 233—234 от 20 октября этого года.)
Не так давно на Тиосто появился монашеский скит в честь святых Петра и Павла. У деревянного причала развивается флаг с символикой Георгия Победоносца. По периметру усадьбы — ровные посадки березок. Небольшие приземистые постройки и пленочный парник. Чувствуется, что прежние хозяева старались облагородить усадьбу посадками туи и других декоративных деревьев. Иеромонах Спиридон уже год как несет здесь послушание. Проживает в скиту и молодой послушник Серапион. В монашеском хозяйстве — конь да гуси. Крайне деликатно, чтобы напрасным словом не задеть чувства человека, беседую с отцом Спиридоном.
— Это место имеет свою притягательную силу, — говорит он. — В течение одного дня озерная гладь несколько раз меняется. Животных и птиц — великое множество. Рядом с домом можно встретить серых журавлей, цапель, косуль, лосей, лис. А зайцев — видимо-невидимо! По мне лучше поле скосить, чем в городе побывать. Суета в городе.
Иеромонаху 31 год, его обет — уединение. Первоначальную школу послушания он получил в Кутеинском монастыре в Орше. Говорит, ближе всего ему духовные искания великого святого Серафима Саровского. Кстати, в июле нынешнего года в скиту Сретенского монастыря в России, созданном в честь преподобного Серафима Саровского, было совершено великое освящение храма Казанской иконы...
По воскресеньям иеромонах Спиридон спешит отправить службу в деревне Веречье, где под храм освящен вагончик. Но даже на праздники местный люд неохотно идет на богослужение. Одна мирянка выдала священнику вслед: “Ты, поп, привык Богу молиться, а я привыкла водку пить...”
Ближайшая деревня называется Селом, раньше звучало краше — Красное Село. Но местных жителей почти не осталось, поэтому возвращать старое название некому.
Еще недавно эта усадьба принадлежала роду Тимошиных. Ее хозяин Сергей Дмитриевич, известный в России фотомастер, тяжело заболел и в 2003 году перед смертью принял монашество, а усадьбу завещал Витебской епархии. Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий сказал корреспонденту “НГ”, что скит назван в честь святых апостолов Петра и Павла. В планах — построить там часовню.
Апостол Павел, выступая за распространение христианства среди народов, нес миру главную идею своих наставлений — духовное спасение.
Они в блаженном одиночестве
Проникли в таинства души;
Приняв великие пророчества,
Твердили их в глухой тиши...
Валерий БРЮСОВ