Территория театра

Мегаполис превращает «Панораму» в простой просмотр спектаклей

Мегаполис превращает «Панораму» в простой просмотр спектаклей. К сожалению

Щедрая театральная осень этого года опровергла все стенания по поводу отсутствия средств на элитные культурные развлечения. Впервые в Беларуси состоялось вручение национальных театральных премий, для чего в столице были показаны все наши лучшие спектакли прошедших сезонов. Затем прошел Международный форум «Теарт». На прошлой неделе в пятый раз стартовал фестиваль «Панорама». Активная поддержка Министерства культуры во всех мероприятиях говорит о том, что театральное искусство начинает рассматриваться как один из важнейших духовных институтов нашего общества, а театральная общественность получила обильную пищу для размышлений.

Разумеется, не слишком большие доходы достались энтузиастам этих акций. Множество удовольствий для публики были бесплатными. Без поддержки «Белгазпромбанка» и «Белвнеш­экономбанка» ничего бы не произошло. Однако Минск в течение двух месяцев получил возможность вживую познакомиться с лучшими спектаклями сопредельных стран и сверить с ними свои собственные достижения. На фестивалях всегда интересно: увидишь, как работают знаменитости, определишься с тенденциями развития современного искусства и поймешь, что отпугивает неподготовленного зрителя. Всего этой осенью было предостаточно.

Сейчас в Минске проходит форум «Панорама» — детище Национального академического театра имени Янки Купалы. Это событие претендует на право называться впредь главным театральным фестивалем нашей страны. Шесть из девяти спектаклей «Панорамы» я видела раньше и могу с уверенностью говорить о том, что масштаб фестиваля скромный. Тому множество причин. Хозяева — купаловцы — сейчас остались без своего помещения и не имеют возможности полноценно организовать прием гостей. Именно эта причина обострила все нерешенные вопросы театральной жизни Минска. Столице необходим свой международный театральный фестиваль для поддержания соответствующего статуса. Однако сегодня мегаполис разрушает цели и задачи такого форума, превращая его в простой просмотр спектаклей.

Фестиваль — это обычно праздник профессиональной среды. Люди знакомятся, общаются, спорят об увиденном, участвуют в капустниках и тем самым духовно обогащаются. Все это практически неосуществимо в столице. Здесь нет мест для сбора творческих людей, нет и необходимого количества театральных площадок. Много лет идут разговоры о выделении какого-то Дома творчества для творческих союзов, но воз и ныне там. Сейчас, когда помещения трех государственных репертуарных театров встали на реконструкцию, зрители и театральная общественность мечутся по арендованным площадкам, которые остаются чужими и недоброжелательными. Какие уж тут сборы и разговоры по душам!

Для обязательных по протоколу фестиваля мастер-классов, конечно, идеальной является студенческая аудитория. В этом году встречи проходят в университете культуры и искусств. К сожалению, это не тренинги, не показы, а рассказы и разговоры о театре. Прекрасно, что в них участвуют три богатыря мирового кино и театра: Регимантас Адомайтис, Владас Багдонас и Юозас Будрайтис. Знаковые фигуры для старшего поколения со времени фильма «Никто не хотел умирать». К сожалению, молодое поколение их не знает. Как и не знает историка театра из Венгрии Нину Кирай и московского профессора Виктора Рыжакова. Потому и общение с мастерами ограничено специально подготовленной публикой.

В формате фестивалей всегда бывают научно-практические конференции с докладами от представителей разных стран, обсуждениями, последующим изданием печатной продукции. В прошлые годы «Панорама» пыталась это делать, и глубокие сообщения ведущих критиков России, Украины, Польши, Литвы значительно обогатили нашу театроведческую аудиторию.

Приятная изюминка прошлых «Панорам» — on-lain-проекты молодых драматургов и режиссеров. Как эскизы для будущих полноценных спектаклей они были наполнены радостью взаимного общения с разными актерами, проверкой идей на публике. Интерес был огромный, потому что «каша варилась» в течение фестивальных дней. Ее попробовали и мастера, и молодежь. Все заглядывали на огонек, спешили поучаствовать. Новые имена, новые грани творчества открывались для будущего белорусского театра.

К сожалению, не только объективные обстоятельства, но и смысловые амбиции нового руководства «Панорамы» лишили форум вышеназванных привлекательных особенностей. Проще всего сделать фестиваль по принципу: «Мы слепили из того, что было». Труднее определиться с обязательным в таких случаях экспертным советом, подбором волонтеров, координацией действий театральных служб всех уровней, нормальными взаимоотношениями с журналистами, критиками, студентами творческих вузов, которые не должны выпрашивать местечко в зале.

Много лет участвуя в международных фестивалях дома и за рубежом, наблюдаю, что мы постоянно наступаем на одни и те же грабли и не делаем для себя выводов. Опять добавляю «к сожалению», потому что для большой категории людей, любящих театр, подобные праздники — событие, а не просто проведенное мероприятие.

Одно бесспорно радует: наша театральная осень была позитивной. Минская публика, хоть и не слишком подготовленная к восприятию нового театрального языка, все же получила витамины радости. Было много чувственных зрелищ, душевных утешений, красивых пластических спектаклей, а для кого-то и настоящих потрясений. Территория театра по-прежнему открыта для всех. Приходите.

На снимке: сцена из совместного литовско-российского проекта «Чайка».

Фото: Геннадий ЖИНКОВ, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter