Тернистые пути трейсеров

Белорусские паркурщики подрабатывают каскадерами в кино

Белорусские паркурщики подрабатывают каскадерами на съемках в кино и мечтают об официальном признании и собственной спортивной площадке

Глядя на их трюки, одни восхищенно аплодируют, другие строго грозят пальцем: «Хулиганы!», третьи предостерегают от травм. Но равнодушными ребята, которые занимаются паркуром, не оставляют никого. Судя по видеороликам и музыкальным клипам, трейсеры (так часто называют паркурщиков) — это неугомонные люди, ежесекундно бросающие вызов лестницам, перилам и скамейкам, будто давно разучились ходить, как обычные пешеходы. Так думала я накануне встречи с Сашей, Даниилом и Любой из команды EPTeam. Но ошибалась: на тренировку в спортзал мы идем самым обычным образом, никто не прыгает и не делает стоек на руках. Вместо этого ребята не без удовольствия рассказывают об искусстве перемещения по городской местности.

Саша — будущий менеджер-экономист в сфере недвижимости — приобрел первый опыт трюков из паркура, когда пытался сделать сальто назад с дивана. Диван сломался, увлечение осталось. Даниил — студент академии искусств. Единственная девушка в команде, студентка хореографического колледжа Люба, — новичок, но уже успела поразить трейсеров «со стажем» эффектным прыжком с дамбы.

В начале тренировки, как и в любом виде спорта, нужно разогреть мышцы. Я тоже надеваю спортивную форму. Однако мои упражнения ограничиваются неуверенными прыжками на батуте и попыткой красиво упасть на покрытие из поролоновых кубиков.

А вот для ребят это не баловство. Со стороны кажется, что все кувырки и сальто трейсер исполняет с такой легкостью, словно умение элегантно скакать по городским джунглям дано ему с рождения. На самом деле каждый элемент оттачивается в ходе долгих тренировок. В паркуре все движения совершаются обдуманно, спортсмены слушают свое тело и к каждому препятствию относятся с уважением. Ребята не стесняются признать, что иногда испытывают страх.

— Если понимаешь, что не можешь сделать трюк сейчас, лучше вернуться к нему в другой раз, — объясняет Саша. — Мозг сам отправит импульс о том, что угрозы травмы нет. Когда долго занимаешься, тело само знает, что делать.

И все же от травм не застрахован ни один экстремал, а уж тем более трейсер, вся экипировка которого — пара легких удобных кроссовок. У Даниила нога сейчас в гипсе — поскользнулся на траве при разучивании нового элемента…

Паркур — спорт во всех отношениях молодой: нашим героям чуть больше двадцати, само движение появилось в 1980-х, а в Беларусь пришло в начале 2000-х. По словам ребят, в нашей стране найдется всего несколько десятков спортсменов, серьезно занимаю­щихся паркуром, — пока спорт не приживается. Тем не менее жизнь у EPTeam довольно активная: они участвуют в фестивалях экстремального спорта, время от времени их приглашают на съемки в рекламные ролики и фильмы — в качестве каскадеров. А недавно появилась Белорусская федерация экстремальных видов спорта, в которой команда будет представлять паркур. Возможно, это даст толчок к развитию.

Любимые места минских трейсеров — территория лицея и детского сада за ГУМом, площадка перед четвертым корпусом БГУИР, дворы на площади Победы. Там есть где развернуться экстремалу: много парапетов, перепадов высоты. Нередко ребята снимают свои упражнения на видео, чтобы потом отсмотреть и довести исполнение каждого элемента до идеала, ведь эстетика в паркуре тоже важна. Зимой, правда, особенно не порезвишься из-за снега и льда, поэтому ребята мечтают о крытой площадке.

Однако у городских властей однозначное мнение на этот счет:

— Это неформальный спорт, а наша задача — развивать в Минске те виды спорта, которые пользуются спросом, — высказывает свое отношение к паркуру первый заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Мингор­исполкома Юрий Шакола. — Паркур очень травмоопасен и может нанести непоправимый ущерб здоровью. Он граничит с хулиганством. Не думаю, что государственные органы должны заботиться о том, что считается спортом лишь условно.

На самом деле настоящие трейсеры уважают не только препятствия, но и целостность окружающих объектов. Это и отличает их от хулиганов.

— Ничего плохого мы не делаем. Даже если что-то сломаем, на следующий день придем и отремонтируем. Нам самим это тоже нужно, — объясняет Саша.

О себе трейсеры говорят, что они очень свободные люди. В паркуре нет состязательности, никто не пытается доказать, что он лучше других. Главное — добиться совершенного исполнения трюков, выбрать трассу и двигаться. Ведь движение — это жизнь.

Компетентно

Дмитрий ХИЛИМОН, хирург отделения сочетанной травмы городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска:

— Наиболее распространенные травмы в паркуре — перелом ключицы, повреждения запястья, ушибы, растяжение связок, надрывы мышц ног, особенно в области коленного и голеностопного суставов. Встречаются и черепно-мозговые травмы, и травмы позвоночника. Помню и вовсе уникальный случай: у парнишки лет 16—17 оторвался фрагмент верхней передней подвздошной кости, когда он выполнял сложный трюк с толчком от стены и переворотом вокруг собственной оси. Я бы порекомендовал не заниматься этим травмоопасным спортом до 16 лет, пока не закончится формирование костной ткани.

К сведению

Паркур — это способ передвижения и преодоления препятствий в городских условиях. В отличие от обычного горожанина трейсер (с английского —«прокладывающий путь») перемещается не по асфальтированным дорогам и тротуарам, а строит свой маршрут по наикратчайшей траектории, преодолевая такие препятствия, как лест­ницы, заборы, парапеты с использованием различных трюков. Его цель — двигаться быстро, красиво и рационально. Название спорта произошло от французского слова «parcours» — «путь следования».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter