Энтузиаст-эколог делает ставку на природоохранные комиксы

Тернистой тропой экологии

Самый модный нынче на Западе цвет — зеленый. Экология, как, собственно, и все производные с приставкой «эко», превратилась не просто в модный тренд — в двигатель прогресса и самый настоящий магнит, к которому притягиваются немалые деньги. Курс на «озеленение» экономики взят и в нашей стране. Впрочем, чтобы понять, о чем речь, не надо лезть в Гугл — помогут информационные центры. Таких при поддержке Программы развития ООН в Беларуси создадут два — в заказниках «Свитязянский» и «Прибужское Полесье». Креативный пенсионер–энтузиаст из Барановичей Аркадий Гальперин искренне недоумевает: зачем тратить огромные деньги на изобретение велосипеда? Все проекты уже есть в готовом виде. У него.


Аркадий Гальперин свой проект называет делом жизни.
Фото  Виталия  ГИЛЯ.

О человеке, вдохновившемся какой–либо идеей, обычно говорят: «У него горят глаза». Про Аркадия Гальперина это даже мягко сказано: свой инновационный развлекательно–просветительский проект пропаганды экологических знаний «Экоконтакт» он называет делом жизни. Детищем, разработкой которого его лаборатория занималась в течение полутора десятков лет.

Невольно сравниваю красочный 27–страничный альбом с проектом — этакую демоверсию огромных тематических стендов — с нашими скучнейшими школьными учебниками по биологии. Никакого занудства, от которого начинаешь тут же клевать носом, никакого «образования бивалентов при конъюгации гомологичных хромосом в профазе первого мейоза» и другой канители. Отлично прорисованные картинки и комиксы, незамысловатые, но отражающие самую суть стихотворения, креативные графики. В этом весь Аркадий Гальперин, который еще в 1990–е мастерски, благодаря рифме, смог превратить унылые инструкции по охране труда в увлекательное и доступное чтиво.

Изучаю стенд за стендом. О жизни и поведении пчел, об иерархии в пчелином семействе, об анатомии насекомого, о пользе меда проще всего узнать из стихов. «Пчела, мед и человек связаны на долгий век. Проблемы экосистемы пчела решает. С цветка к цветку везде летает. Лапками пыльцу цепляет и все растения опыляет. Улей — дом, где целый рой живет дружною семьей. Защищая дом родной, пчелы жалят ой–ой–ой. Пчелка как мини–завод. От ожогов прополис дает. Цветочную пыльцу нам предлагает. Маточным молочком давление снижает...» — с выражением декламирует автор.

— Я, конечно, не Рафаэль и не Пушкин, — чуть ли не слово в слово цитирует Аркадий Гальперин один из отзывов в его книге благодарностей. — Но моя поэзия — функциональная. В коротком стихотворении мне нужно не только сформулировать все проблемы, но и срифмовать их. А это, поверьте, не так уж и просто.

Вот карта белорусских лекарственных трав, которая заинтересует публику постарше. Каждая из них описывается в привязке к конкретному человеческому органу, будь то сердце, почки или суставы. Справа — календарь времени их сбора. Вот своего рода «древо рождения Земли и жизни» — иллюстрированная схема, из которой можно узнать, к какой именно эре относится появление тех или иных животных и растений... Вешая передо мной очередной стенд из «Класса экологических знаний», автор вспоминает события десятилетней давности:

— Благодаря этому проекту я стал лауреатом экологической премии «Экомир». За наградами ездил в Москву в Государственную думу. Взял несколько своих стендов, природоохранные комиксы. Выставка, вручение... Альбом прямо в Госдуме и пропал. Украли. А мне говорят: мол, можем вас поздравить — то, что не нужно и неинтересно, воровать не станут.

Впрочем, не одними стендами можно двигать дело. Руковод-ствуясь современными веяниями, Гальперин информационную часть предлагает разбавить интерактивом. А именно: совместить экскурсию по экологической тропе с дидактическими загадками. Рифмованными, кто бы сомневался. Таких эколог придумал около пятидесяти.

— Моя тропа — нового типа, — с жаром рассказывает он. — Раньше ведь как было: стояли стойки, на них табличка со скучным описанием того или иного животного или растения. Где растет, как на латыни называется, сколько живет... В общем, Википедия. А у меня как? Слушайте: «Таких долгожителей на свете очень мало. Его жизнь тысячелетие порой бывала. Царство растений различных пород в нем силу и мощь олицетворяет народ...»

— Дуб! — перебиваю я.

— Ну, так это же для детей, — замечает Аркадий Юдифович и продолжает: — Вот вариант для взрослых: «На всех континентах практически обитает. Чешуйчатый, пушистый — его разновидности бывают. Он пробковый, каменный, испанский произрастает... Кора содержит кислоту, идущую в обработку кожи. Из нее делают красители, растворители тоже. Раствор антисептическими свойствами обладает. Отвар, настой от простуды, от диареи помогает...»

— Креативно, — после того, как диктофон записал загадки о косуле, росянке и лебеде, соглашаюсь я. — А кто заказчик? Под чьи нужды вы делаете свои проекты?

Оказывается, большая часть проектов, аналогов которым, как уверяет их разработчик, нет ни в нашей стране, ни в России, создана в надежде их пристроить.

— И пристраивал же! Правда, по частям. Есть мои стенды в экологическом институте имени А.Сахарова БГУ, есть в школах, на предприятиях. 15 стендов — больше всего — приобрела Беловежская пуща. Почему бы этот проект (с необходимой доработкой и привязкой к местным условиям, само собой) не использовать при разработке концептуального наполнения экологических центров на территории заказников «Свитязянский» и «Прибужское Полесье»? Иначе он будет просто потерян.

Аркадий Гальперин долго говорит о порой предвзятом отношении к его работам, об организационных просчетах, о том, что понятие «экология» стремятся подменить банальной «ботаникой»...

— Так, может, Аркадий Юдифович, не хотят — и не надо?

— Вы что, хотите, чтобы я все это бросил? У меня душа болит. Разработать стенд стоит тысячи долларов. А я денег не беру за разработку, это мой вклад, подарок для белорусского народа. Заплатить прошу лишь за тиражирование. Ну или за переработку проекта, если посчитают нужным что–то убрать. У меня одно условие: выставка не должна быть отправлена на склад!

В кругу мнений

Татьяна Евдасева, начальник отдела информации и связей с общественностью Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Просто потому, что у человека горят глаза и он что–то делает, договоры не заключаются. Речь об огромных деньгах, о техническом задании, определенных требованиях, отчетах Евросоюзу и так далее. А значит, нужно соблюсти процедуры. Определенную сумму в любом случае получит и разработчик. Представители проекта ООН предложенные стенды и другие материалы видели. Однако они не новы. Аналогичных проектов хватает. Есть конкуренция. Вот, к примеру, в эту субботу в Каменной Горке открылась экологическая тропа. Стенды осовременены QR–кодом. Зайдя по ссылке, можно, в частности, услышать голоса птиц. А в Березинском заповеднике огородили площадку, где растут краснокнижные растения. Таких примеров — масса...

Иван Скворчинский, заместитель директора Дятловского лесхоза:

— В одном из наших лесничеств, в семи километрах от Дятлово, подобную экологическую тропу с дидактическими загадками и природоохранными комиксами мы оборудовали около двух лет назад. Могу сказать: свое предназначение информационные стенды выполняют. Особенный интерес проявляют младшие школьники.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 74 (24956). Четврг, 21 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter