Терминатор против Бумера: счет в пользу оригинала

Двигаясь проторенной Голливудом дорогой, не обязательно метить в грязь
Двигаясь проторенной Голливудом дорогой, не обязательно метить в грязь

Спартанского царя Агесилая однажды пригласили на выступление человека, мастерски подражавшего пению соловья. Агесилай отказался: «Зачем? Я слышал настоящего соловья». Нет вопросов — копия обычно уступает оригиналу.

В конце 80–х годов на наши телеэкраны пришли Терминатор, Рокки, Фредди Крюгер и сержант Махоуни. Айболит, товарищ Огурцов и Штирлиц временно получили отставку. Вместо следователя Шарапова и комбинатора Бендера командовать парадом явились капитан Данко и лейтенант МакЛейн; Бивис с Баттхедом стали членами каждой семьи. А мы, в свою очередь, стали членами семьи Симпсонов. Непобедимый Рэмбо завоевал сердца молодежи, задумчивый Круз Кастильо очаровал пенсионеров, а озорные Том и Джерри пинками изгнали из детских мыслей кота Леопольда.

Конечно, восхищались голливудскими лентами не все. Люди старшего поколения предавали анафеме эротические сцены и утверждали, что в американских фильмах нет смысла, морали и сюжета — сплошное насилие, мордобой и плоские шутки. С этим часто соглашались и менее консервативные люди. Но... продолжали смотреть. А уж подростки и дети в новых героев влюбились безоглядно.

Прошло время, российский кинематограф слегка оправился от полученных в столкновении с «терминаторами» увечий и понемногу вновь начал плодоносить. Вот только плоды эти от яблони классиков отечественного кино падали чертовски далеко. Нельзя сказать, чтобы «новое русское кино» не нашло своих поклонников — многим оказалось по вкусу окунуться в атмосферу грязных подворотен и криминальных разборок. Да только самый что ни на есть «хитовый экшн» от молодого поколения российских режиссеров с трудом мог конкурировать в глазах обычного телезрителя с голливудскими лентами, несмотря на внешнее им подобие.

Почему же продукт не получился оригинальным? Образец подкачал? Или плохо копировали?

Попробуем для начала, как ни смешно это звучит, заняться частичной реабилитацией Голливуда. Далеко не все созданные по ту сторону океана фильмы пусты, бессмысленны и лишены нравственного, созидающего момента. За примерами не надо ходить на элитные кинофестивали. Возьмем самые известные хиты. «Терминатор», к примеру. Скажете, все содержание трех сиквелов популярнейшего боевика сводится к банальному мордобою, порче и уничтожению муниципального имущества? Никак нет! Конечно, Джеймс Кэмерон не Михаил Булгаков и не Джек Лондон, но через весь его сценарий проходит вполне разумная и поучительная идея — человеку следует внимательно следить за творениями собственных рук, чтобы не оказаться в плену вещей, которые он породил в надежде облегчить свое существование. Молодые люди, день проводящие у станка, а ночью просаживающие в интернет–клубах заработанные днем деньги, лишний раз напоминают согражданам об актуальности этой мысли — повелитель машины запросто может стать ее рабом.

Знаменитый «Рокки» Сильвестра Сталлоне. Пять частей этого спортивного боевика (у нас такого жанра почему–то вообще нет как такового) посвящены неудачливому боксеру, который не сдался на милость жизненных неурядиц, сумел правильно использовать однажды представившийся ему шанс и стать победителем. Несколько отпустив поводья, он в одночасье падает с вершины, но и здесь не позволяет обстоятельствам сломить себя, упорным трудом вновь взбираясь на те высоты, куда первый раз занес его случай. Выше спортивного успеха Рокки ставит лишь свою любовь к жене и верность товарищам.

Скажете, так себе сюжетец? А что тогда говорить о «четверо плохих ребят угнали машину и отправились на поиски счастья, но по дороге выяснили, что почему–то их никто в этом мире не любит»? В чем здесь мораль? Что на каждого «плохиша» найдется «суперплохиш»?

Продолжим сравнение. Культ положительного героя. Культ яркой личности вообще. Победа американского кинематографа с сухим счетом. Российская муза кино не взрастила ни единого актера калибра и популярности Арнольда Шварценеггера, Харрисона Форда, Майкла Дугласа, Сильвестра Сталлоне, Жан–Клода Ван Дамма. Равно и актрисы, сравнимой с Шарон Стоун, Кэмерон Диас, Деми Мур, Бриджит Нильсен. Злые языки утверждают: дабы стать звездой Голливуда, исполнительнице достаточно иметь длинные ноги и красивую грудь. Допустим. Вот только хорошо бы для начала хоть это условие начали применять при кастинге актрис на русскоязычных студиях!

Пропаганда национальных идей, воспитание патриотизма. А здесь ничья. Американские режиссеры и сценаристы изливают на зрителя потоки пропаганды американского образа жизни, звездно–полосатых идеалов. То же самое делают их российские коллеги — их фильмы также пропагандируют... американский образ жизни и американские идеалы. Полный паритет.

А что в родном, белорусском кинематографе? Понятно, что снимать дорогостоящие фантастические боевики вроде «Звездных войн» или исторические драмы типа «Гладиатора» с обилием статистов и спецэффектов для белорусов пока непосильно, но вот почему бы для начала не попытаться поставить на поток производство легких комедий или эротических фильмов? Ведь и актеров комедийного жанра хватает, и девушки красивые не перевелись. А сюжетами для постановок может обеспечить и бытие некоторых наших спортивных организаций, например. Говорят, нет интересных сценариев... что ж, обращайтесь! Развивать более серьезные темы можно, даже не отходя от спортивной нивы, — экранизации достойна хотя бы хитроумная кампания по демпинговой распродаже за рубеж белорусских гандболисток.

Да и успешный опыт в жанре исторической драмы вполне достоин продолжения. «Анастасия Слуцкая», кстати, имеет и свои преимущества перед тем же «Гладиатором». Потому как американские исторические ленты уж очень сильно переполнены грубыми искажениями реальности и политической пропагандой.

Заимствовать опыт и лучшие традиции Голливуда отнюдь не зазорно. Главное при этом — отличать достоинства от недостатков. Тогда и сравнение с оригиналом не обязательно будет проигрышным. Ведь даже двигаясь проторенной дорогой, не обязательно постоянно метить в грязь. Лучше для начала держаться ближе к твердой середине. А там, глядишь, и свою тропинку протопчем?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter