"Загрызла уже несколько собак": "Рэспубліка" побывала в деревнях Слонимского района, которые несколько недель держит в страхе волчица

Тени приходят в полночь

Уже вторую неделю неизвестный хищник терроризирует жителей нескольких деревень в Слонимском районе — убивает собак прямо на подворьях. Выходит на охоту он по ночам, поэтому толком разглядеть облик злодея никто из местных пока так и не смог. Неизвестное животное загрызло уже шестерых собак. Чтобы не стать жертвой разбушевавшегося зверя, люди опасаются лишний раз выходить вечерами на улицу. Корреспондент «Рэспублікі» отправился на место, чтобы узнать истинный сюжет этой страшной истории. 

Фото автора

С волками жить

Агрогородок Деревная. Выходной день, жители постарше вышли посидеть на лавочках. Молодежь тусуется чуть поодаль на остановке, слушает бодрый русский рэп. Агрогородок крупный, есть в нем несколько широких улиц. Но размеры населенного пункта хищника не смущают — в Деревной он загрыз одного пса и еще одного ранил. 

Подъехал к дому Осиповых, у ворот встретила хозяйка дома Анна. К ним также захаживал зверь, но не навредил. Глава семьи Сергей — бывший егерь, он слышал рык зверя: 

— В прошлую субботу под вечер собаки необычно скулили, — говорит он. 

Сергей Осипов бьет себя в грудь, доказывая, что таинственный зверь — рысь. Такое краснокнижное животное и правда в этих местах водится. Например, по весне местные жители во время заготовки дров на делянке нашли двух мертвых рысят. 

— За внуков, конечно, боимся, чуть темнеть начинает, сразу в дом зовем, — переживает Анна Осипова.  

Мы идем с Анной к ее соседке, у которой пострадал пес. Тузик на незнакомцев глухо лает — зверь схватил его за горло. Подошли поближе — спрятался за хозяйкой.

— До сих пор от стресса не отошел, вот прорвался нарыв — кровь сочится, — встречает нас хозяйка пса Алла Михновец. — Тузик в последнее время жил не в будке, а в «летнем лагере», под куском шифера, приставленным к забору. 

В тот вечер как раз семейство Михновец заливало дорожку, не закрыли калитку, чтобы высох цемент. Собрались гости, делали шашлыки, зверь мог учуять запах и прийти на него. 

— Вечером сын спал в беседке, но похолодало, перешел в дом. Страшно подумать, что он мог бы попасться на пути зверя, — продолжает моя собеседница. 

Тузика хищник одолеть не смог, хотя пес не очень крупный:

— Исхудал за эту неделю, ничего не ест, больно глотать ему, только пьет, а так он молодой и бодрый, два года ему. 

Алла Михновец нашла своего раненого Тузика утром. Сразу позвонила ветеринарам из Слонима. Те сказали, что помочь не смогут — пес не привит. А кто ж их прививает от бешенства в деревне. Ветеринары дали указания ждать десять дней, проявит ли себя бешенство. Если все же Тузик бешеный, тогда рискуют и люди. Но пока по виду с Тузиком все в порядке.

А с подворья через несколько домов хищник все же смог уйти с «добычей». Застать хозяев там не удалось. Соседи рассказали: от собаки осталась только голова. Видимо, не мог оторвать голову и передние лапы от цепи. Пес был некрупный и старый, не хватило сил дать отпор. 

Николай БОЛТРУШКО, председатель общества охотников и рыболовов Деревновского сельского Совета, раньше был егерем

Незваный гость

Деревня Загритьково — в пяти километрах, там собаки стали пропадать еще раньше, чем в Деревной. На сегодня в списке жертв — четыре собаки: двух загрызли прямо во дворах, другие две пропали. 

Загритьково — небольшая деревня, лес вплотную подступил к огородам. Днем здесь немноголюдно. Живут в деревне в основном старики. Много уже покосившихся домов и заросших бурьяном огородов, за которыми некому следить. На одинокой остановке расписание только одного автобуса, связь с «большой землей». 

Мои проводники по деревне — Алиса и Ульяна. Две девчонки приехали на лето к бабушкам. 

— Раньше днями в лесу играли, строили шалаши, сейчас туда ни ногой. А нашего Бимку увезли обратно в город с целью его безопасности.

Во дворе глубокий старик смакует самокрутку.

— Доброго дня, — окликнули его с улицы. Он даже голову не повернул, не слышит. Зашли во двор, уже в упор кричим. 

— Воўк сабаку забраў. Забылі адкрыць калiтку на гарод, там яго і паймаў, не паспеў да хаты дабегчы.

Другого жителя деревни — Андрея застали на пороге. Его пса уже три недели как дома нет.

— Сбегал он часто, но всегда возвращался, а в этот раз с концами, — поясняет Андрей. — Искал его в лесу, не нашел. Как стали и другие псы пропадать, в лес побаиваюсь ходить. Всю жизнь здесь живу, но такого не припомню. 

Николай Болтрушко — председатель общества охотников и рыболовов Деревновского сельского Совета. Уже давно на пенсии, раньше был егерем. Хозяин загрызенной в Деревной собаки первым делом позвонил именно ему, потому как лично знаком. 

Николай Болтрушко зачитывает мне из справочника описание рыси, потом волка. В это время собралась местная детвора, заинтересованно слушает. Сравнили следы — приложили фото на смартфоне, которые сняла Анна Осипова, с картинкой из справочника. И правда, следы один в один волчьи. 

— Двадцать лет назад собаки гоняли рысь, как зайца, ее стрелять нельзя, она в Красной книге, — вспоминает Николай Болтрушко. — Еще лиса в этих местах — частый гость. Но наш хищник — именно волчица. Звонил мне недавно охотник из Дятловского района. Видел ее — крупная самка, под сто килограммов весом. Вполне вероятно, с ней щенки, а их нужно кормить. И выловить зверя без объединения усилий практически невозможно.

Заместитель директора Слонимского лесхоза Олег Врублевский вторит словам Николая Болтрушко: 

— Чтобы выловить зверя, нужно собрать бригаду охотников. Попытаемся поохотиться с 1 октября. Именно тогда начнется сезон загонной охоты. Эффективнее же всего охотиться зимой, по следам.

А пока жителям окрестных деревень приходится рассчитывать на то, что серая хищница будет больше охотиться в лесах и пореже приходить к человеческому жилью, иначе такое опасное соседство может закончиться бедой. 

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter