Тени на болоте

Книжный навигатор
Максим Климкович, Владимир Степан. 
Теолог. Кинороман. 
Минск, Издательский дом «Звязда», 2013.

Напечатанный несколько лет назад в журнале «Маладосць», роман сразу вызвал читательский интерес. И вот этот яркий образчик жанра вышел в русскоязычном варианте. Как и положено, кинороман динамичен, с убийствами и сверхъестественными явлениями, с любовными треугольниками и запоминающимся «визуальным рядом». Здесь и горящий в ночи крест у костела условного городка Борислов, и призрачный всадник на белом коне, и пчелы–убийцы, и посланец дьявола в черном пальто и шляпе, и сумасшедший торговец антиквариатом Астроном, громогласно предрекающий конец света, черные байкеры и смертельная дуэль на колокольне... В качестве артефакта для завязки сюжета авторы выбрали самый рейтинговый: сокровища Наполеона, утопленные во время переправы через Березину. Правда, согласно их версии главными сокровищами Бонапарта были не просто драгоценности, а золотые скрижали, написанные самим дьяволом, ключ к Апокалипсису. Воинственный корсиканец оставляет стеречь артефакт стража. Тот передавал свою миссию из поколения в поколение, в районе Борислова прибавлялось трупов опрометчивых охотников за сокровищами. Пока наконец уже в наше время за скрижалями не явился посланец дьявола. Кто с ним справится? Только харизматичный советник Ватикана Павел Кардонский.

Серебряный волк. 
Мистика Серебряного века. 
Издательская группа «Ленинград», Санкт–Петербург, 2013.

В этом сборничке — стопроцентная, может быть, подзабытая классика, объединяемая не мистикой в современном понимании — а погружением в тайны подсознания, в сумерки безумия. Леонид Андреев, Иван Бунин, Валерий Брюсов, Всеволод Гаршин, Александр Грин, Николай Гумилев, Александр Куприн, Федор Сологуб, Антон Чехов — достойный ряд имен. Именно психология во времена Фрейда и Юнга казалась опасным и полным тайн космосом. Модные темы тогдашней интеллигентской тусовки — спиритические сеансы, гипноз, мании, истерия, сомнамбулизм, наркотические видения... Впрочем, классики на то и велики, чтобы давать всему глобальный философский подтекст и яркий временной контекст. «Красный цветок» Гаршина — история душевнобольного, одержимого идеей, что цветок на клумбе больницы — растение–убийца. Героиня рассказа Брюсова «В зеркале» убеждена, что поменялась местами со своим отражением. Рассказ Александра Грина «Фандаго» — пример того, что в каждом времени есть свои магистральные сюжеты, но в истории литературы остается только лучшее воплощение каждого. Читая, вы не можете не вспомнить «Мастера и Маргариту» — тот же демонический персонаж со свитой в советской стране, где уничтожается инакомыслие, тот же непризнанный Мастер, те же обыватели, желающие на «сеансе магии» получить материальные блага из ничего. Завершает сборник великолепный чеховский «Черный монах»: любящие ближние лечат от душевной болезни талантливого ученого, пребывающего в постоянном творческом экстазе. Он излечивается, но утрачивает талант и черствеет душой... В общем, для любителей хорошей литературы — изысканный подарок.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия №148 (24285). Суббота, 10 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter