Тень коррупции нависла над Польшей

Джо ЛАЙНАМ Би-би-си На Польшу же приходится и львиная доля прямых иностранных инвестиций в центральную Европу. Инвесторам по душе большой польский рынок рабочей силы — образованной и дешевой. Но за победными реляциями экономистов маячит черная тень польской коррупции, которая, как полагают многие, начинает тормозить экономический рост в стране.

Джо ЛАЙНАМ

Би-би-си

На Польшу же приходится и львиная доля прямых иностранных инвестиций в центральную Европу. Инвесторам по душе большой польский рынок рабочей силы — образованной и дешевой. Но за победными реляциями экономистов маячит черная тень польской коррупции, которая, как полагают многие, начинает тормозить экономический рост в стране.

Рука руку моет

Ни одна газета, ни одна новостная телепрограмма не обходится без упоминания коррумпированных чиновников или политиков.
Один из коррупционных скандалов привел, хотя и не напрямую, к отставке премьер-министра Лешека Миллера и аресту известного кинопродюсера, который, как выяснилось, смог добиться выгодных ему изменений в законе за “откат” в 18 млн. долларов.
“Коррупция превратилась в настоящую проблему в Польше”, — говорит Ежи Бряк, глава польского подразделения британской нефтяной компании ВР. По его мнению, причина коррупции в “противоречивых законах и туманной налоговой системе”.
“Хорошо, конечно, что про все это можно прочесть в газетах, надеюсь, что ситуация изменится к лучшему. В этом году рост экономики страны составил 5,4%, но если бы система была прозрачнее, то, возможно, мы бы имели все 10%, используя наши возможности в полную силу”, — полагает Бряк из ВР.
Но маленькие компании видят ситуацию несколько иначе.
Дариуш Хмелевский, работающий в небольшой компании Dr.Irena Eris, производящей косметику, на своем уровне бизнеса коррупции вообще не видит: “Я знаю, что она есть, но нашей каждодневной работы она абсолютно не касается”.

Наследие темного прошлого?

Многие поляки задаются вопросом, не является ли коррупция в стране шагом назад в сторону коммунизма, от которого Польша избавилась 15 лет назад.
Польский премьер Марек Белка не думает, что коррупция — наследие мрачного прошлого.
“Рыночная экономика придала ускорение эпидемии коррупции. Но мы относимся к этому очень серьезно, возможно, впервые за многие годы. Именно поэтому об этом и пишут газеты. Мы изменили наши законы, переняв многое у Запада, и наши суды сейчас имеют больше возможностей призвать коррупционеров к ответственности”, — объясняет он.
Высокий уровень безработицы в Польше (18%), скорее всего, приведет к падению нынешнего правительства на сентябрьских выборах.
И, судя по всему, именно вопросы коррупции наряду с вопросами безработицы будут главными козырями оппозиции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter