Темный океан и много музыки

Песни композитора Дмитрия Евтуховича, уроженца Гомеля, стали частью музыкальной культуры страны.
"Старана мая аз„рная", - плывет задушевная песня над народным гуляньем. "А у гасцях, а у гасцях шум i тлум"... - нет-нет, да и затянет кто-то за праздничным столом. "Спяць машыны у гаражы..." - напевает тихо мама своему засыпающему чаду. "Усе мы родам з дзяцiнства", - торжественно открывается детский фестиваль. "Даставай, Язэп, гармонiк", - выводят туристы у костра...

Песни композитора Дмитрия Евтуховича, уроженца Гомеля, стали частью музыкальной культуры страны. Многие помнят его по работе в "Песнярах", по детскому ансамблю эстрадной песни "Буслiк", которым Дмитрий некоторое время руководил. Юные музыканты играют на концертах его сюиту. А вот сам композитор на родине не был 11 лет. Проживает он теперь в 40 минутах езды от Нью-Йорка, в местечке Олдридж, что в переводе означает "старый мост". В книге "Владимир Мулявин. Нота судьбы", которая вышла в этом году в издательстве "Мастацкая лiтаратура", один из авторов упоминает о встрече с Дмитрием в Кливленде, о грустных глазах нашего эмигранта, о том, что приходится тому вместо музицирования чистить ковры...

"Да просто тогда мой хороший друг умер, вот и глаза были грустные", - вспоминает Евтухович, только что приехавший погостить в Беларусь и впервые взявший в руки книгу о своем бывшем маэстро.

Прошло 11 лет... Мы, живущие тут, не замечаем, как изменилась наша жизнь. Дмитрий же искренне удивлен: оказывается, на улицах Минска полно иномарок, в магазинах - товаров, построены здания вполне европейских стандартов, работают ночные клубы... В те, уже почти далекие годы, начало 90-х, в пору царившей у нас неразберихи и рухнувшего "железного занавеса", многие устремлялись на еще недавно недоступный Запад в поисках счастья, творческой реализации, новой, более благоустроенной жизни... Впрочем, в творческом плане у Дмитрия все складывалось замечательно. После двух лет работы в "Песнярах" Дмитрий поступает в аспирантуру по классу профессора Смольского и начинает собственную карьеру. Сотрудничает с ведущими музыкальными коллективами, такими, как "Сябры", с которыми и попадает на гастроли в Америку... Потом были еще одни гастроли, потом подвернулась возможность там поработать...

- Вообще-то нужна была особая дерзость, может быть, даже сумасшествие, чтобы эмигрировать в другую страну, когда у тебя все хорошо в этой, - рассуждает Дмитрий. - Собственно, в музыке я всегда любил импровизации, занимался легким джазом... Так получалось и в жизни. Хотя... Успех был творческий, а не материальный. Жили с женой и дочерью в общежитии... Хотелось благоустроенности. Теперь у нас свой дом - в кредит, конечно.

- И кредиты, и евроремонты теперь доступны и у нас. Все, что я слышала о судьбах людей из нашей творческой элиты, эмигрировавших в Америку, типично. Работа не по специальности, жизнь на окраине культуры... У тебя были иллюзии, что все сложится иначе?

- Была надежда, что удастся что-то сделать и в музыке. Разумеется, я понимал, что я чужой для американской музыкальной культуры. Но ошибаются те, кто считает, что в Америке живут одни американцы. Там живут разные народы и многие говорят по-русски. Так что дело для меня нашлось. Обслуживал торжества для любых слоев эмиграции, пришлось трансформироваться из простого композитора в шоумена... Тем более с 17 лет я играл в ресторанах Гомеля, параллельно с учебой в консерватории "зажигал" на деревенских свадьбах... Фактически только те 2 года, что работал в "Песнярах", нигде не подрабатывал. Ну а торжества американских эмигрантов - та же самая наша деревенская свадьба. Только гости пьют не самогон и водку, а коньяк и виски.

- А как же амплуа композитора?

- Ясно, что не мог я не писать музыку... Удалось выпустить альбом в стиле мягкого джаза, о котором мечтал долгие годы. Собрал замечательных музыкантов, живущих в Нью-Йорке. Трубач Алекс Сипягин ранее работал в ансамбле "Мелодия" под управлением Георгия Гараняна. Соло на саксофоне - Володя Вайнер, первый исполнитель песни Раймонда Паулса "Я вам спою еще на "бис"... Задействованы бывшие минчане Алекс Герасимович и Сергей Гурбелошвили. На скрипке играет мой брат Алексей. Диск называется "Тайна темного океана".

- На свои деньги выпустил?

- На свои, конечно... Приятно, что две композиции получили премию известного веб-сайта "taxi.com" и вошли в европейский компакт-диск. Делал я аранжировки и ремиксы своих песен для "Сябро›", написал для Алеси новую песню "Лянок-ляночак"... И хотя пришлось несколько лет действительно и ковры чистить, и официантом работать, сейчас зарабатываю на жизнь в основном музыкой. В русском ресторане "Вернисаж" отвечаю за "музыкальную программу", профессию тамады освоил. Работаю и на русскоязычном радио "Народная волна" при газете "Новое русское слово". Есть у меня там свое шоу по выходным - "Пой, ласточка, пой", очень популярное. На радио у меня псевдоним Дима Минский. И вообще, в Америке я понял, что если композитор "без голоса и без рук", то есть не умеет петь, играть, подавать себя, то он никому не нужен. Так во всем мире, так будет и в Беларуси. Мой пример в этом - Юрий Антонов, у которого многим нужно поучиться.

- Я понимаю, что причины твоего приезда на родину объяснять не нужно... Но все-таки есть и какие-то особые цели?

- Кроме общего любопытства - что происходит на родине, - волнует и другое... Помнят ли меня как композитора? Придут ли люди на мой концерт, захотят ли слушать мои песни? Я подготовил четырехчасовую концертную программу, которая прозвучит 23 сентября на сцене Дома литератора. Будет встреча и в Союзе композиторов - хочу рассказать коллегам, чем занимался, поделиться опытом человека, который боролся за свое существование в чужеродной творческой среде. Ну и самое, может, для меня главное - оркестр Гостелерадио готов исполнить все мои симфонические произведения, а их немало. Надеюсь, этот концерт состоится к концу апреля 2005 года.

- И что потом - снова в ресторан?

- Ну зачем же так категорично... Работа в ресторане - это далеко не вся моя жизнь. Есть большие творческие планы. Известный режиссер Сузанна Цирюк, которая поставила нашумевший мюзикл "Нотр-Дам", готова поставить в России мюзикл, над которым я сейчас работаю... О чем он - пока секрет.

- Что больше всего удивило в Беларуси?

- Я рад, что сегодня Минск выглядит еще красивее, чем когда я из него уезжал. Впечатлили своим размахом Дворец Республики, новый вокзал, здания напротив универсама "Рига", строящаяся Национальная библиотека... Но хотелось бы, чтобы люди на улицах больше улыбались. Может быть, им помогут в этом мои песни. С сожалением вижу, что и сюда проникает американская массовая культура. Потому что в Америке она просто выдающаяся по безвкусице, особенно - чернокожие рэпперы. Впрочем, культурные люди в Америке слушают другое. Жаль, что белорусской музыки там не услышишь. На российских каналах, которые туда доходят, можно увидеть разве что "Ляписа Трубецкого" да "Леприконсов".

- Что ж, ты убедился, что тебя не забыли, что твою музыку в Беларуси любят, как не полюбят, наверное, ни в какой другой стране. Не жалеешь, что уехал отсюда?

- О чем-то, наверное, жалею...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter