Темные пятна на солнце

Возможно, и в нашей стране стоит ограничить доступ в солярии?

В редакцию пришло электронное письмо от минчанки Марии Сепанюк. Девушка недавно устроилась на работу, поэтому о поездке на море пока даже не мечтает. Но на улице-то лето, и хочется продемонстрировать золотистый загар, однако в этом году солнце нас почему-то не балует. За бронзовым оттенком кожи Мария решила отправиться в солярий. Правда, усомнилась, хорошая ли это затея: у нее на теле — россыпи веснушек и родинок. Мы пригласили читательницу поучаствовать в эксперименте.

Всемирная организация здравоохранения отнесла солярии к своеобразным провокаторам развития рака. Представьте себе, искусственного поставщика солнца приравняли к мышьяку и горчичному газу. Неудивительно, что во многих странах «заменители» солнца под запретом.

Во Франции, Германии, Финляндии, некоторых штатах США приняты законы, по которым установлено табу на посещение соляриев до 18 лет. В Бразилии и вовсе объявили войну искусственному солнцу, а в Австрии владельцы соляриев могут схлопотать огромный штраф, если допустят туда подростка. Кстати, мода на солярии началась с северных стран, теперь они постепенно охладевают к этому увлечению, потому что там в период с 1970-го по 1990 год заболеваемость раком кожи возросла в рекордное количество раз.

В нашей стране никто никому не запрещает пользоваться модной услугой, но, быть может, все-таки стоило бы? Звоню в первый попавшийся солярий, говорю, что мне пятнадцать лет, и уточняю, можно ли прийти позагорать.

«Конечно, приходите», — без запинки отвечает девушка-администратор. И ведь подростки идут. Обзваниваю еще десяток соляриев и задаю тот же вопрос. Только в трех мне посоветовали отказаться от этой затеи, в одном попросили принести письменное разрешение от мамы, в остальных — ждали с распростертыми объятиями. А ведь исследования доказывают: те подростки, которые посещали солярии, в два раза чаще страдают различными формами рака кожи.

Минздрав в свое время настоял на том, чтобы сеансы в студиях загара приравняли к физиотерапевтическим процедурам. А раз это медицинская услуга, то и оказывать ее должны специалисты. Следовательно, разрешать работу нужно только владельцам соляриев, получившим соответствующую лицензию и имеющим в своем штате специалистов-медиков. Начальник Управления по лицензированию Министерства здравоохранения Светлана Гончарик помнит, сколько споров было тогда по этому вопросу, но здравый смысл восторжествовал. Однако всегда ли в штате студий загара есть медработник?

Вместе с читательницей Марией Сепанюк мы отправляемся в мини-рейд по соляриям. У Марии, действительно, очень светлая кожа и много веснушек — искусственный загар, судя по всему, не для нее, но что скажут специалисты? Заходим в первый салон и интересуемся, есть ли здесь медсестра. Получаем отрицательный ответ. А как же закон? Сразу отмечу: в некоторых из посещенных нами соляриев медсестры все же были. Но! Практически в каждом из них они работали лишь в определенные дни, да что говорить — даже в определенные часы. А что в итоге? Мы получали консультацию от людей, далеких от медицины. «Заклейте крупные родинки и только на три минуты» — один из популярнейших советов.

На условиях анонимности один из владельцев столичной студии загара согласился рассказать об этой проблеме:

«Поймите, квалифицированный врач или медсестра ни за какие коврижки не пойдут работать в солярий на постоянной основе. Поэтому одни выкручиваются, «нанимая» фиктивного медработника, который в итоге здесь даже не появляется. Другие договариваются, что специалист будет приходить в определенные часы. В некоторых салонах красоты эти обязанности ложатся на плечи косметологов, имеющих соответствующее образование. Но, понятное дело, если в данный момент косметолог делает клиентке чистку лица, он не будет давать рекомендации тем, кто пришел в солярий».

Реальную угрозу здоровью любителей шоколадного оттенка кожи представляют неисправности в кабине солярия, напичканной сложной электроникой и ультрафиолетовыми лампами. В лампах, которые свое отжили, выгорает слой люминофора, и они начинают испускать небезопасные для здоровья лучи. В этом случае, по словам Екатерины Ганькевич, директора минского салона красоты, посетители рискуют подвергнуться серьезному излучению. Естественно, такие лампы нужно своевременно менять. Но, чего греха таить, попадаются недобросовестные владельцы, которые воспринимают замену ламп как серьезную прореху в бюджете. Покупка новых, утилизация старых, затраты на вызов специалиста — все влетает в копеечку. Далеко не каждому центру красоты это по карману, поэтому важную процедуру могут откладывать и на потом или пойти на хитрость. Скажем, из 48 ламп поменять лишь половину. Но все это легко проверяется.

В каждом солярии должны вести журнал технического обслуживания установки УФ-облучения с обязательным учетом времени отработки ламп. И любой имеет право попросить продемонстрировать эти записи, подсказывает заместитель главного государственного санитарного врача Минска Инна Кондрескул.

Если их нет, смело можно писать жалобу. К слову, санитарно-эпидемиологическая служба проверяет салоны красоты, парик-махерские, солярии раз в три года. Не берусь судить, но, возможно, эту периодичность стоит изменить? Правда, в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии заверили: в случае каких-то жалоб или нареканий могут назначаться внеплановые проверки. Но ведь не все посетители хватаются за книгу замечаний и предложений, видя засаленную кабину солярия, а о норме выработки ультрафиолетовых ламп многие и не слышали.

А что говорят онкологи? Заведующий отделом реконструктивно-восстановительной хирургии с группой онкопатологии головы и шеи Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова Александр Жуковец констатирует: «Заболеваемость раком кожи и меланомой за последние десять лет во всем мире выросла почти в два раза.

В Швеции проводили исследование по влиянию солярия на развитие меланомы кожи. В нем участвовали женщины в возрасте до 50—60 лет. Исследование закончилось в 2002 году. Доказано, что заболеваемость меланомой на 50 процентов выше у тех, кто посещал солярии в возрасте до 30 лет и облучался больше 40 часов, то есть ежемесячно проходил хотя бы по одному сеансу. Порой и разовое интенсивное облучение может привести к печальным последствиям. Что касается ситуации в нашей стране, в 2006 году раком кожи заболел 61 человек на сто тысяч населения, в 2012-м эта цифра увеличилась до 72. Показатели по меланоме такие: в 2002 году — 460 человек, в 2012-м — 723. Естественно, это не значит, что все эти люди посещали солярии. Такой статистики у нас нет. Но, в любом случае, искусственное солнце увеличивает риск получения подобных заболеваний. Поэтому, собираясь в солярий, все-таки не поленитесь показаться врачу».

К слову, наша читательница Мария отказалась от своей затеи — здоровье все-таки дороже. А как думаете вы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter