Телеса обетованные

О рейтингах

Когда–то Остап Бендер удачно обменял Эллочке-людоедке чайное ситечко на антикварный стул. Почему это удалось? Остап убедительно доказал, что в иерархии гламурных ценностей блестящее ситечко находится выше какого–то стула, пусть даже гамбсовской работы.


Разумеется, читая бессмертное творение Ильфа и Петрова, мы искренне полагаем себя умнее Эллочки, в лексиконе которой имелось всего три десятка слов... Но нам по–прежнему «впаривают» ту либо иную продукцию, материальную и нет, методом великого комбинатора. Всего–то нужно сказать, что в десятке лучших шампуней мира этот занимает третье место. Что за десятка? Кто составлял? Сокрыто во мгле. Но действует. Давно установлено, как легко люди поддаются на журналистскую уловку типа «по словам ученых», «согласно последним исследованиям»... У информации сразу появляется солидная «оболочка», хотя в глаза этим «ученым» никому из читателей заглянуть не удастся... Чтобы придать товару вес, подходит и прием «лучшая десятка».


Нет, я не против рейтингов вообще. Понятно, что какие–нибудь спортивные таблицы или что–то глобально–экономическое, подсчитанное институтами, необходимо и правильно. Хотя и тут в мире постоянно вспыхивают скандалы — то не по той шкале гостиницы оценили, преувеличили достоинства фирмы или качество сайтов не соответствует. Ясное дело, что за высокое место в рейтинге всегда будут бороться, и не всегда честными методами. Но как же надоели всевозможные топ–десятки, двадцатки и сотни в сфере культурной, когда сравнивают ситечко со стулом! Если человек относится к сему с юмором и пониманием, — полбеды... А если принимает как руководство к действию? Почитал состав десятки лучших книг по версии интернет–магазина — и верит, что вершина мировой литературы Оксана Робски и Ник Перумов.


Возможно, что любопытство — самое сильное чувство в человеке, ибо преодолевает иногда даже инстинкт самосохранения. И вот появляется сотня самых противных мужчин планеты и сотня самых нелепых смертей... Составители знают, что любопытствовать станут практически все, поэтому — купят журнал, откроют сайт. А рейтинги звезд: самые стильные, самые плохо одетые, самые скандальные, самые гламурные... Самые длинные ноги, самые обширные татуировки, самое большое количество разводов... Даже ходит по Минску, очень собой гордится, некая «Мисс Грудь», прости, Господи... Пару десятков имен кочуют из номинации в номинацию, причем одна и та же звезда будет на верхних позициях и как самая безвкусная, и как самая нарядная... Понятно, что звезды так саморекламируются. Но иногда просто становится жаль этих несчастных знаменитостей, у которых считают жировые складки, замеряют задницы и измеряют высоту каблуков. Правда, и людей, поглощающих эту мутную взвесь, жалко: фактически их учат подглядывать в замочную скважину, а то и в окошко душа...


Ну да ладно, сфера шоу–бизнеса изначально не предполагает честности и справедливости. Но когда дело касается искусства в более–менее классическом понимании этого слова, хочется ясности. Если я читаю список десяти лучших фильмов, книг века, я хочу понять, почему там нет действительно шедевров, но есть временно модные позиции, и почему я должна доверять этим спискам, а не собственному вкусу? Почему в сотне лучших книг по версии Newsweek на сорок первом месте оказалась «Библия», которую, мягко говоря, вообще некорректно ставить в ряд с романами и поэмами... При том, что роман «Унесенные ветром» — на шестнадцатом месте. Когда–то в литературных кругах наделал много шума перечень сотни лучших белорусских литераторов, составленный провинциальным писателем. Сотню он «скромно» замкнул своим именем...


Человеку свойственно составлять рейтинги. Хотя бы самых красивых девочек класса... Все мы пережили рейтинг по оценкам. В любом книжном магазине можно найти издания типа «Сто величайших полководцев мира» и «1000 самых удивительных мест». У нас тоже составляются списки самых богатых, гламурных и стильных. Но если кого–то нет в списке, разве он не может быть на самом деле более стильным, чем в нем упомянутые? Я сама составляла рейтинги в своих рубриках касательно книг или литературных героев. Главное, чтобы читатели понимали, что за всеми этими «десятками» стоят конкретные составители. Живые люди со своими пристрастиями и небезграничными возможностями запоминать всю информацию. И что наши потомки немало посмеются над нашими сегодняшними списками лучших, когда время назовет классиков и осядет на дно модная муть. И уж самое главное — не принимать всерьез явный расчет на интеллект Эллочки-людоедки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter