Теле-теле тесты

Чтобы успешно сдать вступительные экзамены в вуз, важно заранее определиться с выбором будущей профессии и серьезно относиться к учебе не только в старших классах

Чтобы успешно сдать вступительные экзамены в вуз, важно заранее определиться с выбором будущей профессии и серьезно относиться к учебе не только в старших классах

До начала нынешней вступительной кампании осталось полгода. Время на “раскачку” у будущих абитуриентов давно вышло: пора взвешивать багаж своих знаний, благо есть возможность использовать в качестве весов репетиционное тестирование. Прилежным ученикам это поможет выявить неожиданные пробелы, а надеющихся на авось, возможно, заставит взяться за ум или переориентирует на взятие менее сложных барьеров на пути во взрослую жизнь, полагает директор Республиканского института контроля знаний Николай ФЕСЬКОВ. Ему и адресовала “экзаменационные” вопросы корреспондент “НГ”.

Показательная репетиция

— Николай Степанович, есть ли какие-нибудь преимущества у абитуриентов, прошедших репетиционное тестирование?

— Репетиционное тестирование прежде всего выполняет две важные функции — диагностическую и технологическую. Будущему абитуриенту оно позволяет познакомиться с правилами заполнения и оформления бланка ответов, определить уровень подготовки к сдаче экзамена. Как правило, у тех, кто проходит все этапы репетиционного тестирования, результат ЦТ значительно выше, чем у тех, кто игнорирует эту процедуру.

Кроме того, репетиционное тестирование помогает нам привести тесты из нашего банка данных в соответствие с заданиями, которые сможет выполнить среднестатистический абитуриент. Учитывается и то, что на репетиционное тестирование приходят в основном выпускники средних школ текущего года. Они составляют примерно половину всех участников ЦТ. Остальные — выпускники профтехучилищ, колледжей, а также окончившие общеобразовательные учреждения в предыдущие годы.

— В Республиканском институте контроля знаний проводится репетиционное компьютерное тестирование, результаты которого абитуриенты видят сразу. Возможно ли внедрение системы компьютерного централизованного тестирования?

— Централизованное тестирование, проводимое с использованием бумажных носителей информации в отличие от электронных разновидностей тестирования на данный момент более защищено от возможного вмешательства извне. Более того, компьютерное тестирование потребовало бы привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Однако в будущем вполне возможно применение и такой технологии вступительных испытаний.

Ставка на профиль

— Наверняка уже проанализированы результаты прошлогоднего централизованного тестирования. Исходя из этого, что бы вы посоветовали будущим абитуриентам?

— Прежде всего надо успешно учиться, причем не только два последних года. К третьей ступени общеобразовательной школы (10—11-е классы), независимо от формы вступительных экзаменов, чрезвычайно важно не ошибиться с выбором профиля обучения, соответствующего знаниям. И чем раньше это будет сделано, тем вероятнее успех на вступительных испытаниях.

— На каких предметах чаще всего “спотыкаются” тестируемые?

— Для абитуриентов, не уделявших должного внимания учебе, все предметы “сложные”. Тем не менее характер ошибок и общие результаты тестирования свидетельствуют об относительно низком уровне подготовки абитуриентов по физике и математике.

— Отличается ли уровень знаний и степень подготовки к ЦТ городских и сельских учеников, школьников и лицеистов?

— Существенных различий в уровне подготовки городских и сельских выпускников общеобразовательных школ в последние годы не наблюдается.

А по отдельным предметам, например, по географии, белорусскому и немецкому языку средний балл у сельских выпускников выше, чем у горожан.

Различия же в уровне подготовки между теми, кто окончил гимназию или лицей, и выпускниками общеобразовательных школ без профильной подготовки существенные. Как правило, первые более успешно поступают на бюджетные места в университеты.

Мотивация и конкуренция

— Есть мнение, что сегодня абитуриенты не такие, как раньше, не любят учиться и особо не горят желанием получить знания?

— На мой взгляд, основной причиной того, что интерес абитуриентов к получению знаний снижается, является отсутствие мотивации. Из-за ежегодного уменьшения количества выпускников общеобразовательных учреждений ослабевает конкуренция среди абитуриентов. Если исключить небольшой ряд специальностей, которые пользуются наибольшей популярностью, на многие факультеты можно поступить, имея относительно низкие результаты централизованного тестирования. В таком случае теряет смысл “гореть желанием” получить знания.

В Китае, к примеру, очень большая диспропорция между желающими получить высшее образование и количеством мест в университетах. Как следствие — высокая конкуренция между абитуриентами. Именно она мотивирует учеников к напряженной интеллектуальной деятельности еще во время обучения в школе.

Цена вопросов

— Николай Степанович, вы учились в советские времена, тогда была другая система поступления в вузы. Лично вам нужны были дополнительные занятия для подготовки к экзаменам?

— Я окончил школу с серебряной медалью. В аттестате была единственная и заслуженная четверка (по пятибалльной шкале) по черчению. Изучение этого предмета заканчивалось в девятом классе, и годовая оценка вносилась в качестве итоговой в аттестат.

К вступительным испытаниям на геофак БГУ готовился самостоятельно. Зато в школьные годы на самоподготовку отводил не менее трех часов ежедневно, независимо от того, проверяли ли учителя домашнее задание. В результате я сдал профильный вступительный экзамен на отлично и стал студентом.
На мой взгляд, в настоящее время несколько преувеличена опасность перегрузки школьников. Ребенок может уставать и от плохо организованного учебного дня.

— Как вы считаете, какая система объективнее оценивает знания абитуриентов и что проще сдавать — устные экзамены по билетам или ЦТ?

— Централизованное тестирование имеет ряд преимуществ перед так называемыми традиционными экзаменами, на которых комиссия в составе двух-трех преподавателей в течение 30 минут (в соответствии с Положением) слушает ответы абитуриента на три — пять вопросов экзаменационного билета. Мало того, к примеру, в качестве дополнительного вопроса член комиссии, почвовед, может спросить у экзаменуемого, чем отличаются аллювиальные почвы от иллювиальных, а климатолог — чем отличается циклон от антициклона. При этом внешний вид абитуриента способен непроизвольно “усилить” или “смазать” общее впечатление экзаменаторов, соответственно повысив или понизив оценку на 1—2 балла.

Варианты на централизованном тестировании состоят из 30—60 заданий. Трудно поверить, что любой из участников испытаний не сможет ответить как минимум на 10—15 из них. В то время как три — пять заданий “несчастливого” экзаменационного билета на традиционных экзаменах могут стать преградой для абитуриента на пути к получению высшего образования.

Вообще же подготовленному абитуриенту просто сдавать вступительные экзамены в любой форме, неподготовленному в одинаковой мере сложно все.

Никаких поблажек

Условия проведения репетиционного тестирования максимально приближены к ЦТ. Запрещено проносить с собой телефоны и другие электронные устройства, пользоваться подсказками, шпаргалками, разговаривать с другими участниками тестирования, обмениваться тестами. Написание в бланке ответов нецензурных слов и выражений, а также фотографирование тестов или попытка вынести задания из аудитории ведут к аннулированию теста. Не стоит этого делать даже на репетиционном испытании.

Были случаи, когда абитуриентам удавалось сфотографировать задания, а потом они выкладывали их в интернете или продавали. За подобное нарушение привлекаются к административной ответственности как абитуриенты, виновные в утечке информации, так и организаторы репетиционного тестирования в аудиториях.

Проверка знаний: дубль второй

Начался уже второй этап репетиционного тестирования, он продлится до конца февраля. Стоимость прохождения теста по одному предмету составляет 41 800 рублей. Абитуриенту предлагается два способа репетиционного тестирования: на компьютере или письменный. Основная разница между компьютерным и письменным тестированием в том, что в первом случае вместо бумажного листка с заданиями и бланком ответов перед вами монитор компьютера.

Преимущество компьютерного тестирования в том, что абитуриент сразу может увидеть свой результат. Кроме того, в оплату включена работа над ошибками. Это дает возможность не только узнать правильные ответы заданий, в которых допущена ошибка, но и посмотреть их решение.

Компьютерное репетиционное тестирование проводится в Республиканском институте контроля знаний ежедневно по будням с 8.30 до 16.00, а в субботу в 12.00.

Письменное испытание организовано в пунктах репетиционного тестирования, которые находятся в учреждениях образования (в основном в вузах). Плюс “бумажного” способа в том, что можно выбрать пункт тестирования, расположенный поближе к дому. Да и сама атмосфера больше соответствует ЦТ, однако результаты письменного репетиционного тестирования станут известны только спустя несколько дней.

Список учреждений образования, в которых находятся пункты проведения репетиционного тестирования, и другую полезную абитуриентам информацию можно найти на сайте Республиканского института контроля знаний www.rikc.by.

 ВАЖНО НЕ ЗАБЫТЬ

  • паспорт;
  • квитанцию об оплате;
  • гелевую ручку с черными чернилами;
  • калькулятор (только для физики и химии);
  • бумагу для черновых записей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter