Спортивный кабриолет, семейный автомобиль, вертолеты для туристов — какие наши разработки в сфере электротранспорта могут оказаться актуальными завтра

Техника на добрый ток

Одним из главных символов приходящей зеленой экономики по праву стал электротранспорт. В том, что будущее за машинами, которые подпитываются от розетки, сегодня никто не сомневается. Для нашей страны, помимо вопросов экологии и безопасности, это еще и использование электроэнергии с БелАЭС. Развитие электротранспорта — прямое поручение Президента. Разговоры о создании электрокаров велись в стране давно, звучало и много громких обещаний. На прошлой неделе Президент ознакомился с достижениями белорусских ученых на Республиканском полигоне для испытаний мобильных машин Объединенного института машиностроения НАН. Корреспонденты «Р» тоже побывали там, чтобы более подробно рассказать о самых передовых разработках.



Правят бал компетенции 

Сегодня на базе Академии наук работает межотраслевой кластер «Интеллектуальный электротранспорт», в который входит 19 организаций НАН, Минпрома и системы образования. Самой же высококвалифицированной организацией в сфере электротранспорта в стране стал Объединенный институт машиностроения НАН. За последние 3—3,5 года здесь фактически с нуля удалось создать новую научную школу и наработать компетенции высочайшего уровня: сегодня группа специалистов и ученых, в которую входит 40 человек, может решать любые задачи в области электротранспорта. Слово — начальнику научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» ОИМ Александру Белевичу:

— Сейчас мы формируем основу для новой индустрии в белорусском машиностроении. Это экологический имидж, возможность участия в международной кооперации. Если все пойдет такими же темпами, как сейчас, то на рынке ЕАЭС мы будем одними из лидеров по глубокой локализации компонентов для электротранспорта.


Ученый вспоминает: глобальная работа по разработке электротранспорта в стране началась со знаменитой уже сегодня разработки электромобиля на базе кузова и шасси Geely SC7. 

— Цель этой работы была в том, чтобы продемонстрировать: в стране можно создавать электротранспорт, а не просто покупать компоненты. Наша задача была сделать “начинку” белорусской, ведь кто это делает, тот и формирует добавочную стоимость. 

Макетный образец легкового электрокара создали в 2017 году, в нем использовался тяговый электропривод, система управления, силовая электроника и ряд других компонентов белорусского производства. В 2018-м в результате модернизации макетного образца удалось увеличить емкость батареи и пробег машины. Автомобиль разгоняется до 120 км/ч и проезжает до 200 км без подзарядки, емкость тяговой батареи — 24 кВт/ч. Но если в 2017-м компоненты были частично покупными, то сегодня наши ученые могут сделать любой компонент сами. 

Первый электромобиль в стране на базе кузова и шасси Geely SC7.

— А вот надо ли делать все компоненты самим, это вопрос серии, — комментирует Александр Белевич. — Что-то выгоднее купить за границей, чем производить у себя. Главное достижение — команда, готовая решать задачи любой сложности в области электротранспорта. На примере Geely мы обкатали технологию. Сегодня машина на 80 процентов белорусская. 

Разумеется, речи о том, чтобы сейчас создавать свой собственный завод электромобилей, не идет. Цена такого проекта — миллиарды долларов, да и рынок сбыта слишком ограничен. Партнера для выпуска электромобилей ученые искали в России, Европе, Китае. 

— Никто не был заинтересован в том, чтобы предоставлять нам автомобили для установки своих компонентов. Все фирмы считают электротранспорт слишком перспективным направлением и делиться своими разработками не хотят. Да и объем рынка, стоит признать, пока небольшой: в прошлом году в стране продано около 20 электромобилей, а суммарный объем в ЕАЭС в 2018—2019 годах составил около 200 штук, — приводит цифры Александр Белевич. 

От такси до комбайна 

Однако поиски партнера все же увенчались успехом. Сегодня наши ученые сотрудничают с китайской Jiangsu Joylong Automobile: на базе Joylong EF5 ведутся работы по локализации компонентов электрической силовой установки белорусского производства. Скорость переработанного электромобиля будет достигать 130 км/ч, а максимальный пробег — превышать 300 км. Это уже сегмент коммерческой техники: автомобиль можно использовать в качестве служебного транспорта, транспорта службы доставки или такси. Главное условие, необходимое для того, чтобы машина себя окупала, — выкатывать полностью пробег батареи за день. 

Каркасно-панельный грузопассажирский электромобиль Academic Electro.

Еще одна перспективная разработка — каркасно-панельный грузопассажирский электромобиль Academic Electro, который предназначен для использования на закрытых территориях: например, в лесопарковых и курортных зонах, национальных парках, на дворовой территории промышленных гигантов. Автомобиль разгоняется до 50 км/ч и проезжает до 150 км, предназначен для перемещения грузов и сотрудников или посетителей. 

— Задача 2020 года — вторая генерация компонентов этих образцов, которые демонстрировались Президенту, — поясняет Александр Белевич. — Мы с автомобиля Joylong снимаем компоненты и постепенно замещаем их белорусскими. Когда локализация составит минимум 50 процентов, тогда электромобиль будет made in Belarus.

К слову, показанные образцы компонентов подтверждают: практически все, за исключением кузова, элементов подвески и литиевых ячеек батареи, может производиться внутри страны. В частности, двигатель изготавливают на могилевском заводе «Электродвигатель», силовую электронику и электронику для батареи — в Новополоцке на заводе «Измеритель». 

Полученные результаты показали: мы можем производить сами если не все, то очень многое. Так что ученые не стали зацикливаться только на легковом электромобиле. Компетенции позволили применять полученный опыт в сфере коммерческого и технологического электротранспорта и в конце прошлого года создать опытный образец льдозаливочного комбайна с электроприводом. Президент на прошлой неделе разработку оценил и поручил оснастить техникой ледовые арены страны. Для начала закупят пробную партию в 25 единиц. В разработке компоненты для электрогрузовика МАЗ и другие проекты, которые в будущем станут востребованы в разных сферах экономики нашей страны и за ее пределами.

Наш ответ Tesla

Не осталась незамеченной и разработка, которую журналисты успели окрестить «аналогом Tesla». Речь идет о двухместном электромобиле-кабриолете спортивного типа Electric Roadster. Этот легкий (800 кг) и маневренный автомобиль относится к классу М1 и обладает улучшенными динамическими характеристиками. Машина, по первым расчетам, должна была развивать скорость до 180 км/ч и проезжать до 270 км без подзарядки. Однако после публикаций в СМИ и повышенного интереса ученые всерьез задумались об улучшении параметров инициативной разработки!

Создавали промообразец электрокара совместно с инженерной дизайнерской группой FairSteel, которая первоначально хотела создавать гоночный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания по мотивам Lotus Super Seven, но всерьез задумывались об электроприводе. Правда, для реализации задумки не хватило компетенций. Плотно за работу взялись всего два месяца назад, хотя план зрел уже более года. Сейчас в образце импортный электродвигатель (отечественный в стадии разработки), однако, чтобы научиться им управлять, ученым пришлось практически заново спроектировать его и смоделировать все процессы и параметры электрической машины. Силовая электроника и программное обеспечение, управляющее модулями и системой, в целом создано самостоятельно с чистого листа. 

Электромобиль-кабриолет Electric Roadster.

— Цель — наработать компетенции в сегменте тяжело нагруженных узлов, собрать необходимые данные и сделать современный продукт. Все знают, что в Минске есть кастомное ателье Yuri Shif Custom, где делают кастомные мотоциклы на мировом уровне, что подтверждают награды международных соревнований. Отдельные группы работают над автомобилями. При этом в отличие от единичных образцов мы можем гарантировать надежность и безопасность конструкций, над которыми работаем для дальнейшего внедрения в серийное производство. Институт владеет современными методами расчета, есть испытательное оборудование. Одна из идей, которая зависит от успешности проекта Electric Roadster, — создать на базе НАН кастомное автоателье, которое может делать единичные эксклюзивные автомобили под заказ на высоком технологическом уровне, — признается Александр Белевич. — Это будет штучная высокотехнологичная разработка. Мы тоже можем делать что-то быстрое и красивое с зарубежными комплектующими (сейчас работаем с европейскими партнерами). Бюджеты на европейские суперкары такого плана исчисляются миллионами долларов. Мы же говорим о десятках, сотнях тысяч. 

А вот что касается сравнения со знаменитой моделью Tesla, то «еще посмотрим», говорит Александр Белевич. В соревнованиях на треке у белорусского аналога есть целый ряд преимуществ, хотя мощность привода, конечно, пока уступает именитому американцу.

Трудяга «Мураш»

Помимо электромобилей, заинтересовала Главу государства и коммунальная техника. Президенту продемонстрировали малогабаритную коммунальную машину ММК-2000 под названием «Мураш». Пока разработка ездит на дизеле, но в перспективе ее можно перевести на электропривод. Заместитель генерального директора Объединенного института машиностроения по научной работе Алексей Шмелев рассказывает про инновационный проект: 

— Это высокотехнологичное энергонасыщенное средство с множеством приводов и унифицированных креплений, на которые можно устанавливать различное оборудование для круглогодичной универсальной уборки и обслуживания городской и промышленной инфраструктуры. Особенность машины — в ее малых габаритах, ведь она должна работать в стесненных городских условиях. Важный момент: когда «Мураш» работает, то не просто перераспределяет мусор, а убирает с помощью вакуумной установки. При этом идет обработка водой, что минимизирует количество пыли. В зимний период машина может использоваться для уборки снега, распределения противогололедных материалов. 


В общей сложности на шасси машины можно реализовать десятки различных по функциональности решений, облегчающих тяжелый труд коммунальников.

Такая техника уже не первый год популярна у коммунальных служб. Например, в Лондоне очистку города от мусора осуществляет более 1000 малогабаритных вакуумно-уборочных машин, в Москве — около 300, в Минске — только 3 (на момент старта проекта). Кстати, выставочный образец, который демонстрировали Александру Лукашенко, сразу с полигона уехал к заказчику — на «Беларуськалий». 

Коммунальная машина ММК-2000 «Мураш».

— Сейчас локализация машины составляет не менее 30 процентов, в будущем доля будет возрастать, — говорит Алексей Шмелев. — В перспективе «Мураш» можно перевести и на электропривод. Главное сегодня — запустить программу по электротранспорту, просчитать экономику и понимать объемы. 

Ученые добавляют: подтвержденная потребность в такой технике со стороны Мингорисполкома на 2020 год составляет около 50 машин. Правда, пока остается открытым вопрос финансирования. «Мураш» практически в полной комплектации сегодня стоит около 350 тысяч рублей, однако эта цифра на 20 процентов ниже, чем у импортных аналогов. 

— Главное — зарекомендовать такую технику у себя, а потом появятся и экспортные перспективы, — резюмирует Алексей Шмелев.

Дотянуться до небес

Не меньшее внимание к себе приковывали на выставке и летательные аппараты. Возле автожира, представленного компанией «Авиационные технологии и комплексы», задержался и Глава государства. Поинтересовался техническими характеристиками аппарата и даже захотел прокатиться. Производители пообещали летом исполнить просьбу Президента. 

Двухместный автожир A560-G2.

Автожир (он же гироплан и гирокоптер) в Беларуси не новинка, такая техника уже активно используется, к примеру, пограничниками. Но белорусско-китайская компания (кстати, резидент «Великого камня») планирует локализовать производство. Помощник генерального директора — начальник летно-испытательной станции предприятия Сергей Костевич уточняет:

— Пилотный образец мы сделали совместно с польской компанией Aviation Artur Trendak. На первых порах будем выступать под их брендом. А через год планируем локализацию производства: мотораму, какие-то элементы авионики, композитные работы будем уже выполнять самостоятельно. Выпускаться автожир будет под белорусским брендом. 


В планах до конца этого года получить в Минтрансе сертификат изготовителя и выпустить пробную партию техники. 

Главный плюс такого пилотируемого воздушного судна, которое относится к классу сверхлегкой авиации, — его бюджетная стоимость и, соответственно, дешевизна летного часа. 

— Хотя функционал у автожира ненамного меньше, чем у вертолетов и самолетов. Данная техника позволяет выполнять практически все виды авиационных работ. На ней можно обучать пилотов, проводить аэрофотосъемку, патрулировать леса, вносить удобрения, контролировать состояние линий электропередач и нефтегазопроводов. И это далеко не все виды работ, у автожира очень широкий спектр применения. 

Взлетный вес гироплана — до 560 килограммов, он может развивать скорость до 210 км/ч. Дальность полета — 600 километров, в воздухе аппарат может находиться до 6 часов. Автожир может взлетать с маленьких и неподготовленных площадок. В нем предусмотрена возможность использования дополнительного встраиваемого и навесного оборудования. 

Сергей Костевич отмечает:

— Потребителем нашей техники может быть большинство министерств и ведомств: к примеру, Госпогранкомитет, МЧС, Минсельхозпрод, МВД, Минлесхоз. Даже простые фермеры и хозяева агроусадеб, заповедников могут быть владельцами данного типа летательных аппаратов. В Евросоюзе широко развиты учебные, экскурсионные и развлекательные полеты. Думаю, в нашей стране это тоже может быть востребовано. 

Беспилотный летательный аппарат гибридного типа A30-VX.

Кроме пилотируемой техники компания показала на выставке и свои беспилотники. Например, беспилотный летательный аппарат гибридного типа А30-VX. Этот беспилотник применяется для мониторинга окружающей среды, обследования нефтепроводов, линий электропередач, железнодорожных путей, картографирования, патрулирования границ. Его конструкция представлена двойной хвостовой балкой, задним толкающим винтом, комбинированной силовой установкой (электрический двигатель и двигатель внутреннего сгорания). 

— Этот аппарат имеет ряд преимуществ по отношению к другим беспилотникам, поскольку не требует взлетно-посадочной полосы, он взлетает как квадрокоптер. После взлета и набора высоты взлетно-посадочные двигатели отключаются и включается маршевый двигатель. И дальше аппарат летает как самолет. Точно такая же посадка: при подлете к месту посадки двигатель выключается, включаются посадочные квадрокоптерные двигатели, и он садится. То есть площадкой для взлета и посадки может быть квадрат десять на десять метров. 

Еще одна отличительная черта беспилотника заключается в том, что он может летать четыре часа и нести целевую нагрузку около 3 кг. Летательный аппарат может развивать скорость до 120 км/ч, радиус его действия — 50 километров. 

Целевая нагрузка у беспилотника широкого спектра — от гражданского до специального назначения. 

В основном это оптико-электронные средства, тепловизоры, лазерные дальномеры для определения координат. Кроме того, на аппарат может быть установлен электронный замок для перевозки и сброса грузов. Можно ставить громкоговорители, определители утечек различных газов. 

Компания уже начала производить беспилотники (не только А30-VX, у них достаточно большая линейка продукции), а также различные изделия авиационного оборудования, в том числе авиадвигатели, элементы бортовой электроники, аппаратуру приема и передачи данных. Кроме того, она занимается и оказанием услуг (к примеру, в прошлом году специалисты ЗАО «АТК» выполняли работы по реализации проекта для БЖД по созданию цифровых ортофотопланов, реализовывали проекты по поиску потерявшихся в лесной местности людей, по мониторингу электросетей и т.д.). Сергей Костевич уточняет:

— Мы компания молодая, и пока продаж беспилотников у нас нет. Но заказчики уже есть, и график поставок тоже есть. Потом будем заниматься и обслуживанием проданной техники. Кроме того, у всех покупателей должны быть допуски к эксплуатации наших летательных аппаратов, поэтому мы еще проводим обучение.

КОМПЕТЕНТНО

Одна из идей, которая зависит от успешности проекта Electric Roadster, — создать на базе Академии наук кастомное автоателье, которое может делать единичные эксклюзивные автомобили под заказ на высоком технологическом уровне.

konoga@sb.by

mich@sb.by

Фото БЕЛТА, Александра КУШНЕРА, Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter