Техника дальнего прыжка

Беларусь готовит законы для «разогрева» инновационной активности

В Беларуси готовятся законодательные акты, которые помогут «разогреть» инновационную активность

Ученые говорят, что мировая экономика оказалась сегодня на том этапе развития, когда освоенные технологии уже не дают весомой отдачи, а новые только предстоит внедрить. И те государства, отрасли и отдельные компании, которым удастся первыми преодолеть этот технологический вакуум, смогут быстро уйти в отрыв от остальных. За примерами далеко ходить не надо: именно по такому сценарию развивались в свое время экономики быстрорастущих азиатских «тигров». Возьмем хотя бы Южную Корею: фактически за пару десятилетий отсталая сельскохозяйственная страна стала одним из лидеров в сфере высокотехнологичной электроники, а ВВП на душу населения увеличился в сотни раз.

С приставкой «нано»

Беларусь на инновационном поле, скорее, старается не слишком отстать от «середнячков», нежели предпринимает попытку вырваться вперед.

И фактически продолжает пользоваться наследием советских времен, которое в известной степени не дает экономике республики развиваться бурными темпами. «Мы проанализировали состояние технологической базы экономики и пришли к неутешительному выводу, что за 20 лет в Беларуси не получила развития ни одна новая отрасль или подотрасль, — рассказал начальник Управления науки и инновационной политики Министерства экономики Дмитрий Крупский. — А все потому, что если в том или ином ведомстве преобладают предприятия, эксплуатирующие существующие технологии, то пустое дело ожидать, что в рамках этого же ведомства будут созданы производства, базирующиеся на новых техноукладах». Ученые предполагают, что локомотивами будущего роста станут такие отрасли, как нано- и биотехнологии, новая фармацевтика и ряд других. Как известно, в Беларуси планируется создать технологический парк «Белбиоград», который как раз и предназначен для форсированного развития этих отраслей. Как сообщил Дмитрий Крупский, проекты соответствующих нормативно-правовых актов, включая декрет Президента, подготовлены и могут быть приняты уже в первом квартале 2012 года.

Малыми силами

Еще один важный документ в начале декабря принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания. Речь идет о проекте закона «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности». Этот ключевой, по мнению многих, документ интересен тем, что создает основу для привлечения предпринимателей к внедрению инноваций. Считается, что именно малый и средний бизнес может быстро внедрить научные разра-
ботки в производство и продвинуть этот продукт. Для поддержки таких инновационно активных предпринимателей в республиканском и местных бюджетах будет резервироваться не менее 10 % от общего объема финансирования инновационных проектов. Дополнительный стимул предусмотрен и для авторов и соавторов инноваций: предприниматель (юрлицо или ИП) будет обязан выплатить им 10 % годовой прибыли, полученной от реализации продукции и услуг, произведенных на основе новых или усовершенствованных технологий. Подготовлены изменения и дополнения в Налоговый кодекс, согласно которым будет освобождаться от налога прибыль от реализации инновационных и высокотехнологичных товаров.

Кроме того, разработан проект указа Президента, который предусматривает такие инструменты финансовой поддержки, как инновационные ваучеры и гранты на коммерциализацию перспективных научно-технических разработок. Возможно, он будет принят в первой половине 2012 года. Некоторые эксперты называют этот документ революционным для Беларуси, поскольку тезис о безвозвратном финансировании, то есть о праве на риск, может быть реализован на практике.

А люди где?

Один из наиболее сложных вопросов — подготовка кадров для планируемого инновационного скачка. «Мы зримо видим, как мало людей в Беларуси по своей внутренней энергетике, по своей компетентности способны инициировать достаточно серьезные, прорывные проекты», — говорит Дмитрий Крупский.

В 1992 году в Беларуси насчитывалось 2400 малых инновационных предприятий, на которых работало около 21 тыс. человек. К 2008 году количество таких фирм сократилось до 300, на них было занято только 1,5 тыс. работающих. Статистика изобретательской активности выглядит не менее удручающе: если в 1989 году было подано около 5,7 тыс. заявок на патентование, то в 2010-м — только 1,2 тыс.

Как рассказал представитель Минэкономики, ведомство стало инициатором внесения серьезных изменений в госпрограмму развития высшей школы. Они состоят в том, что по ряду специальностей, связанных с нано-, био- и информационными технологиями, определены повышенные контрольные цифры приема и подготовки специалистов. Эти расчеты исходят не «от рынка», как это обычно делается, а прогнозируют будущие потребности. «Мы реально сделали некий шаг по формированию отраслей, базирующихся на технологиях пятого и шестого техноукладов», — прокомментировал этот факт Дмитрий Крупский.

Все в один «стог»

Что касается государственной программы инновационного развития на 2011—2015 годы, то она вызывает немало нареканий у специалистов. «В нашей стране недостаточно внимания уделяется теме научных исследований, — высказал свою точку зрения исполнительный директор ОО «Информационное общество» Сергей Енин. — Это сказывается на качестве подготовки госпрограмм, включая и ту, которая определяет инновационное развитие». Фактически документ создается методом «стогования», когда под одной шапкой просто собираются все отраслевые и региональные предложения. Опыт, который применяется международными организациями, в частности Европейской комиссией, прямо противоположный, то есть группа «умов» определяет цели и задачи, а под них формируются проектные решения.

В нынешней ситуации заниматься инновационным развитием всех отраслей фактически означает не добиться ничего, считают эксперты. Например, если программой предусмотрена реализация около полутора тысяч проектов, а финансирование составляет около $ 5 млрд., то на один проект приходится всего несколько миллионов долларов. У наших основных торговых партнеров эти вложения гораздо выше при четко выстроенном и ограниченном списке приоритетов. «Эффект во многом определяется наличием ресурсов — не только финансовых, но и интеллектуальных, инвестиционных и других, — поясняет профессор Института непрерывного образования БГУ Георгий Гриц. — Главная проблема в том, что наши приоритеты по инновациям, обозначенные программой, ресурсами не подкреплены».

---------------------------------------

На снимке: ученые намерены развивать экспортную составляющую фармацевтики.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter