Театр одного актера

Недвижимость и земля в центре крупных городов, как правило, пользуются повышенным спросом во время аукционов по продаже права их аренды...

Недвижимость и земля в центре крупных городов, как правило, пользуются повышенным спросом во время аукционов по продаже права их аренды. Обычно претендентов несколько, а финальные цены частенько бьют рекорды. Вот только не всегда такая жаркая борьба несет в себе здоровую конкуренцию и заканчивается результатом, который ожидают организаторы. Случается, победители, заявляющие головокружительную цену, после не спешат за отвоеванным правом.


Сегодня аукционная активность переживает подъем. Толчком к тому стал Указ Президента № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», вступивший в силу в этом году. Он и определил обязательную продажу через аукционы права аренды на освобождающиеся нежилые капитальные строения и изолированные помещения, находящиеся в коммунальной собственности. Если раньше владелец, на балансе которого находится объект, этот вопрос решал самостоятельно и еще мог промедлить годик–другой, то теперь раскачка в принципе исключается. Пустующие метры полезной площади должны работать на собственника — государственную организацию и на казну. Такова суть перемен.


И результат нового подхода уже есть. Разумеется, не все выставляемое на аренду через аукцион пользуется спросом у деловых людей. Многое зависит от бойкости места, имеющихся коммуникаций, подъездов к нему. Одно дело — центр, другое — периферия.


— В прошлом году на аукцион по продаже права аренды выставлялось 12 объектов, из них 10 были проданы, — начинает с прежних реалий Виталий Морозов, начальник управления коммунальной собственности и приватизации Гомельского горисполкома. — Цифры же этого года таковы: из 91 объекта право аренды реализовано по 60. Разница — в 6 раз.


Однако на фоне столь заметного прорыва столь же заметными оказались и такие особенности, как срыв аукционов по... «личным мотивам». На языке специалистов это называется аннулирование результатов аукциона из–за отказа победителя заключать договор аренды и вносить заявленную цену продажи. Сегодня практически на каждом аукционе, где фигурируют привлекательные объекты, случается подобный сбой.


В Гомеле многим запомнились недавние торги по продаже права аренды ресторана и кафе в престижной гостинице в центре города. С легкой руки одного из соискателей начальная цена 3 миллиона рублей взлетела до... 370 миллионов. А после, почивая на лаврах абсолютного победителя, «счастливчик» отказался от сделки. Видимо, погорячился, увлекся, возможности не рассчитал. Обычно этим объясняют потерю интереса. Похожий сценарий разворачивался и по другому зданию — освободившемуся магазину в крупном многоэтажном микрорайоне. Правда, ценовой отрыв был скромнее: с 3,3 миллиона рублей стартовых до финальных 48,5 миллиона... Примеров таких десятки.


В столь непростом деле, впрочем, сложно исключить человеческий фактор. Лично была свидетелем аукционных «битв». Без подготовки и вправду легко влететь в копеечку. Особенно если на кону явно выгодное вложение средств и круг активных участников обостряет интерес к лоту. Но у знающих людей есть еще одна версия подобного исхода жарких событий — изъяны конкуренции, или теневая борьба. Аукцион сорван. Сделка не состоялась. Объект ничей. Образовалась пауза... А там кто знает, какие перемены случатся в биографии конкурента. Главное, «обезвредить» здесь и сейчас. Ответственность за это нулевая.


— Погодите, а как же потеря задатка? — вдруг вспоминаю о главном. — Казна в любом случае выигрывает.


— А потеря, видимо, невелика, — считает Виталий Морозов. — Задаток — 10 процентов от суммы начальной цены — редко выходит за пределы 300 — 400 тысяч рублей. И если их теряют с такой легкостью, значит, могут себе это позволить. Во всяком случае, на аукционе мы делаем все, чтобы участники адекватно оценивали свои силы и финансовые возможности. Что касается выигрыша для казны, то не так все просто. Сорванные аукционы — это, во–первых, неудобства для потенциальных покупателей, а, во–вторых, дополнительные расходы для хозяев объектов, которым приходится возмещать затраты на организацию несостоявшегося аукциона. Плюс по–прежнему простаивают освободившиеся площади, хотя могли бы уже работать на организацию и бюджет. Потеря времени и денег.


Как включить чувство ответственности? Ответ вроде бы есть. Через суд призвать к порядку незадачливого победителя. Но такой путь долог, тернист и затратен. И еще далеко не факт, что результат будет положительным.


Специалистам же на местах этот механизм видится более простым и эффективным. Например, в случае срыва аукциона предъявлять победителю к оплате 10 процентов, но уже от финальной цены. Скажем, взвинтил до 370 миллионов рублей — будь добр, вынь да положь 37 миллионов за переоценку собственных сил. Быть может, и жесткое предложение, и спорное. Но отрезвляющее. Десять раз заставит подумать, прежде чем превращать аукцион в театр одного актера.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter