Театр метафор

Как актеры уживаются на одной сцене с куклами

Как актеры уживаются на одной сцене с куклами

Сегодня Петрушка, Пеппи Длинныйчулок, Морозко и другие герои кукольных спектаклей вполне могли бы устроить себе праздник в честь Международного дня театра кукол. Тем более, как уверяют актеры, именно эти матерчатые, бумажные и пластмассовые существа — главные в кукольном театре. Долгое время кукольники и вовсе прятались за ширмами, не показываясь на сцене. Но без них, актеров, никакого театра кукол, конечно, не существовало бы. Так кто кем управляет — актеры куклами или куклы актерами? Правда ли, что куклы способны сыграть и “Пиковую даму” Пушкина, и “Ладдзю роспачы” Короткевича? Бывают ли они непослушными и капризными? Корреспондент “НГ” встретилась с актером Белорусского государственного театра кукол Дмитрием РАЧКОВСКИМ.

— Дмитрий, почему вы связали свою жизнь именно с театром кукол? Любовь к куклам вам привил отец, известный художник Валерий Рачковский?

— Я не сразу пришел к куклам. Играл в Горьковском театре, куда попал по распределению. Но стало скучно. Мне показалось, что в драмтеатре ничего нового не происходит. В кукольном театре работал мой отец. Но я пришел сюда не по этой причине. Меня привлекла личность главного режиссера театра Алексея Лелявского, настоящего законодателя европейской театральной моды. Его театр экспериментальный, молодежный, стильный. Меня это заинтересовало.

— Вы помните кукольный спектакль, который увидели впервые в жизни? Какие впечатления он оставил?

— Помню. Но это было не в детстве, а где-то в классе одиннадцатом. Отец повел меня на “Мастера и Маргариту”, сказав: “Это надо видеть!”

И действительно, просто шикарный спектакль. Круче того “Мастера” я не видел.

— Признайтесь, как вы воспринимаете кукол — в качестве марионеток, коллег или, может, конкурентов?

— Куклы — это продолжение рук, продолжение твоего собственного существования. Когда ты на сцене играешь как драматический актер, то работаешь с самим собой, пытаясь свой голос, жесты, мимику подстроить под образ персонажа. А когда работаешь с куклой — как бы отстраняешься, ты и есть  кукла. Руки выполняют функции твоих мыслей, души, слов... Ты переходишь на второй план. В этом главная суть театра кукол.

— Однажды режиссер Гродненского кукольного театра Олег Жюгжда сказал, что любой актер должен уметь сделать или хотя бы починить свою куклу. Были ли у вас такие истории?

— Чинил неоднократно. Но делать с нуля не берусь — все-таки это настоящее искусство, которому нужно учиться и учиться. А вот “оживлять” бытовые предметы или старые игрушки, чтобы развлечь жену или племянников — любимое дело.

— В последнее время куклы, которые удостаиваются многочисленных наград на конкурсах и фестивалях, доказывают, что они ничем не хуже драматических актеров. И “Фауста” могут сыграть, и “Пиковую даму”, и “Ладдзю роспачы”. За счет чего, как вам кажется, кукольному театру, который долгое время считался детским, удается передать глубину таких серьезных произведений?

— За счет большого количества выразительных средств. Здесь все решают не только актер и декорации, значение имеет любой предмет. Как, например, стакан с водой в “Ладдзе роспачы”. Поэтому, как мне кажется, театр кукол — это будущее театра. К сожалению, драма сегодня не столь нужна, потому что есть кино, имеющее много выразительных средств. У режиссеров в театре кукол больше простора для мыслей, чем в драмтеатре. Плюс ко всему театр кукол никогда не ограничивается только куклами. Он может быть и пластическим.

В театр кукол приходят люди, которые любят фантазировать. Это театр метафор. В драмтеатре не дают волю метафорам. Сейчас мало этого. Я прихожу в драмтеатр и не удивляюсь. Я прочитал произведение — и его же увидел на сцене. А прихожу в кукольный, скажем, на “Пиковую даму” Олега Жюгжды, и вижу, что там есть и воображение, и режиссерское решение.

— Дмитрий, а есть ли спектакль, в котором вам хотелось бы сыграть?

— Мне часто задают этот вопрос, и я никогда не знаю, как на него ответить. Я столько всего играл — и Смерть, и Иешуа... Когда-то хотел сыграть Калигулу и Гитлера. Много всего хотелось бы...

— А были ли мысли самому что-нибудь поставить?

— У нас с однокурсниками была небольшая кинокомпания, мы снимали короткометражки. Снимаем иногда и сейчас. Правда, наш энтузиазм пока поостыл. Все занимаются семейными делами. Но, надеюсь, скоро что-нибудь придумаем.

— Актеры кино равняются, скажем, на Шона Пэна и Джорджа Клуни, артисты драматических театров — на Юрия Яковлева и Олега Янковского. А есть ли свои кумиры у кукольников?

— Кумиров у меня нет, но есть много людей, у которых, на мой взгляд, стоит поучиться. Далеко ходить не надо — актера нашего театра Владимира Грамовича не один я считаю учителем мастерства. Хороший кукольник должен искать для себя идеалы и образцы и среди драматических актеров. Таких достаточно и в европейском, и в американском, и в российском кино, правда, старом. Для меня такими людьми являются Алексей Петренко и Олег Янковский. Невероятные актеры. И с той стороны океана много талантов. На них всех стоит равняться, брать самое лучшее, но стараться быть адекватными — не терять самих себя.

— Насколько популярны сегодня кукольные театры? Кто их посещает?

— Современный театр кукол популярен тем, что он необычен для тех, кто его видел когда-то. Будет еще более популярен, когда начнут подтягиваться молодые люди. Пока в театр кукол приходит относительно небольшая прослойка интеллигентов, которые не боятся переубедить себя в том, что театр кукол не только для детей. Уверен, белорусский кукольный театр разрушит этот стереотип полностью. Тем более что мы ближе к Европе, чем Россия. Там театр кукол старый, еще с Петрушками балуется. Театр кукол в Европе намного взрослее и интеллектуальнее. Даже в детских спектаклях с маленькими зрителями не сюсюкают, а разговаривают как со взрослыми — поучительно и в то же время занимательно.

— Чего бы вам хотелось сейчас больше всего?

— Собрать своих однокурсников и сделать какой-нибудь толковый проект. Это из творческих планов. Из наболевшего — хочется, чтобы все поняли, как важно любить друг друга. Каждый человек является крупицей Божией, нужно жить дружно, а не ссориться. Сейчас суровое время, время раздора. Мы должны понять, кем мы являемся. А в первую очередь мы являемся людьми.

— А попадались ли вам непослушные или капризные куклы?

— Очень часто. Это зависит, к сожалению, от тех, кто их делает — начиная от художника и заканчивая мастером. Они могут быть неправильно сделаны по технологии, либо просто тебе не нравиться.

— Дмитрий, как в семье, среди друзей относятся к вашей довольно необычной профессии?

— Хорошо. Моя жена спектакль “Венчание” смотрела уже три раза. Она сама человек искусства, работает в журналистике, во всем неплохо разбирается. У меня все родные и друзья такие же понимающие. Признаться, никогда не слышал упреков, мол, мало зарабатываешь. Все понимают, что у нас много не заработаешь в искусстве. Либо ты зарабатываешь, либо занимаешься искусством. Только так.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter