Тайные тропы междуречья

Государственный ландшафтный заказник «Липичанская пуща» занял почти 80 процентов территории Мостовского района...

Я еду в глушь. Как иначе скажешь, коль туристические автобусы объезжают стороной Мостовский район? Особыми достопримечательностями эта земля и вправду не отмечена. Когда–то краю делал рекламу школьный этнографический музей в деревне Гудевичи. Но теперь уголок народного быта — не диковинка и в большой городской гимназии. А что еще смотреть? Придется спускаться с суши на воду. Неман и Щара, сливаясь под Мостами, образуют междуречье — одно из перспективных мест для активного отдыха: корпоративного и семейного, а особенно для охотников и рыболовов. Сойдя на берег, попадаешь в лес. Вокруг — Липичанская пуща, в годы войны прятавшая партизан, а теперь скрывающая новые агроэкоусадьбы, охотничьи домики и... доживающие свой век старые деревни. Путешествие по здешним тайным тропам сулит много открытий.


И тут Жбанов!


Поохотиться в Беларусь приезжают со всего мира. У нас даже зубра можно завалить. Конечно, есть лимиты, Красная книга — за эти пределы заходить не позволено никому. Но чем–чем, а природой мы не обделены. И можем дать попользоваться ею и другим. За соответствующую плату.


В деревне Черленка Николай Тумащик открыл дом охотника — рядом со старой хатой своих предков. На площадке перед усадьбой поставил скульптуру человека с ружьем работы Владимира Жбанова. Все сделано добротно, по–европейски, как в центре большого города. На фоне умирающей белорусской деревни смотрится даже вызывающе. Впрочем, возможно, создание таких баз отдыха рядом с поселениями и спасет их от исчезновения. По крайней мере, сюда точно в ближайшие годы не зарастет людская тропа.


В доме охотника есть все удобства, хотя у местных жителей туалет по старинке на улице. Николай Тумащик, директор охотничьего хозяйства «Белая тропа», из осторожности, чтобы не сглазить, об успехах не говорит, лишь констатирует: «В прошлом году у нас побывали 55 иностранцев и 1.214 белорусов. Добыто почти полтысячи животных: лосей, оленей, кабанов, косуль». Это довольно серьезный бизнес, если за лося или оленя охотнику нужно отдать 2 миллиона рублей. Средства идут на развитие охотхозяйства — закупку техники, обустройство новых баз. И тут, как ни крути, более чем очевидно: попадая в частные руки, земля оживает и начинает приносить пользу: и хозяину, и налоги государству. О туристах, которым комфорт часто лишь снится, и нечего говорить — они просто счастливы поохотиться в диком лесу, а заночевать не в палатке, а в современной усадьбе с душем и кухней.


Воды по колено


Государственный ландшафтный заказник «Липичанская пуща» занял почти 80 процентов территории Мостовского района. С Александром Томашевичем Маркевичем, директором хозяйства, мы проехали на его виды видавшей «Ниве» весь лес вдоль и поперек, и остановки приходилось делать через каждые 5 минут. Потому что каждый раз за деревьями скрывалось что–то достойное внимания.


В первую очередь Маркевич с коллегами взялся за создание инфраструктуры вдоль Щары — специально для байдарочников. К делу подключились также частные предприниматели. Самодельный указатель на шоссе подсказал: впереди — кемпинг «Дубы». Туда мы и направились первым делом. Проехали базу отдыха Волковысского мясокомбината. Александр Томашевич с гордостью прокомментировал: «У волковысцев нет своих рек, кроме нескольких ручейков. Вот и едут к нам купаться». Выходит, Мостовский край не лишен достоинств, как мне показалось на первый взгляд. Но это только начало «открытия Америки».


«Дубы» оказались огромной поляной на крутом берегу Щары. Несколько спальных домиков, кухня с мангалом, душевая кабина. Но пока здесь ни души. Гостей ждут 12, 18 и 24 сентября — участников очередных сплавов на байдарках.


— Щара — неглубокая, воды здесь по колено. Она неширокая и очень спокойная, самая идеальная для путешествий на байдарках, — слова Александра Маркевича подтверждаются: даже в непогоду я хорошо видел нежное песчаное дно реки. — Здесь безопасно сплавляться с детьми. Поэтому мы взялись развивать это направление. Закупим свои байдарки и откроем лодочную базу в пуще. А потом продлим маршрут по Неману до Гродно, а то и до Августовской пущи протянем.


На Щаре появится 7 оборудованных стоянок по типу «Дубов». И движение лодочников по реке должно стать санкционированным. Уже заключены договоры с турфирмами из Лиды, Слонима, Гродно, Мостов на раскрутку направления.


На чем стоит деревня


Байдарочная база появится в деревне Москали. Здесь уже готовят под гостиничный дом бывшую школу. Некому в ней учиться. Селение вымирает. А вместе с ним и уникальная культура. Сюда уже не раз приезжали экспедиции Гродненского госуниверситета. Исследователи докопались до глубокой истории: якобы основали деревню выходцы из России более 100 лет назад. Впрочем, все, кого я повстречал на площади у магазина — древние бабушки и несколько дедов, — в один голос заявили, что об «иностранных» предках своих ничего не слышали, а имя селу дала всего одна семья с фамилией Москаль. Что, однако, не мешает Александру Маркевичу культивировать колоритный образ этого места и использовать в будущем туристическом маршруте.


В Москалях уже сегодня можно остаться с ночевкой и самому исследовать быт деревни. Небольшую агроусадьбу на берегу реки перестроил из старой хаты Иван Мармыш. Обновил дом не столько ради бизнеса, сколько для себя. Но любым гостям рад: у него всегда на столе стоит ваза с яблоками, а на плетне в сетке крутит хвостами свежевыловленная из Щары рыба — на уху. За забором — усадьба еще одних Мармышей. На них да на лодочной станции, видно, и будут держаться Москали в ближайшие годы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter