Таможня любит честных

В этом году Могилевской таможне исполнилось 15 лет

В этом году Могилевской таможне исполнилось 15 лет. О том, каких результатов удалось достичь за это время и что еще предстоит сделать, – в беседе нашего корреспондента с начальником службы Николаем Свиридом (на снимке).

— Николай Анатольевич, с чего все начиналось и что представляет собой сегодня Могилевская таможня? 

— История нашего подразделения берет начало c 1993 года, когда Могилевский таможенный пост Минской региональной таможни был преобразован в Могилевскую таможню. До 2006 года ею руководил Леонид Сергеевич Досов, занимающий ныне должность заместителя председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Работать тогда пришлось в  непростых условиях – не хватало специалистов таможенного  дела и технической оснащенности. Но это все в прошлом. За 15 лет сделан огромный шаг вперед. В современную структуру Могилевской таможни входят 10 пунктов таможенного оформления и 3 центра статического декларирования. 

В нашей зоне деятельности зарегистрировано более 3000 субъектов хозяйствования, 1100 из них активно занимаются внешнеэкономической деятельностью, которая невозможна без участия нашего ведомства. Только за период с 2000-го по 2007 год количество оформленных нами документов и деклараций приблизилось к полутора миллионам. В настоящее время Могилевской таможней еженедельно выдается более 2 тысяч таможенных разрешений и свидетельств. Это огромная нагрузка на наших сотрудников, так как выдача каждого документа включает в себя большой комплекс операций. Ежедневно Могилевская таможня перечисляет в республиканский бюджет от 1,1 до 1,3 млрд. рублей. Рост поступлений платежей за 8 месяцев 2008 года составил почти 27 %. 

— С какими проблемами вам чаще всего приходится сталкиваться, как они решаются? 

  Количество недобросовестных участников внешней и внутриэкономической деятельности увеличивается. За 8 месяцев нынешнего года нами заведено более 550 административных дел, что на 60 % больше, чем за весь минувший год. Стоимость изъятых и арестованных товаров увеличилась почти на 58 %. И эту тенденцию вряд ли можно объяснить недостаточным знанием законодательства или сложностью оформления документации, на которую ссылаются порой предприятия, представляющие таможне документы низкого качества. 

В оправдание, как правило, недочеты называют арифметическими ошибками. Ну подумаешь, ошиблись на несколько тысяч метров ткани или десятки километров нитей.

Могилевской таможней предпринимаются и в дальнейшем будут предприниматься меры для наведения надлежащего порядка. Мы уже внедрили электронную систему учета, в рамках закона ужесточили требования к представляемым документам. И в то же время мы всегда готовы прийти на помощь участникам ВЭД для избежания внештатных ситуаций. И, разумеется, мы постоянно совершенствуем систему таможенного оформления и контроля, сокращаем время их прохождения. Но это возможно только при условии соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности всех нормативных правовых актов. 

— Николай Анатольевич, что еще необходимо сделать для того, чтобы таможенный механизм работал без сбоев и задержек? 

— Для бесперебойной работы таможни большое значение имеет ее инфраструктура. Недавно ГТК принял концепцию развития системы ведомственных пунктов таможенного оформления на 2008—2013 годы, направленную на их дальнейшее обустройство. В нашем регионе все пункты таможенного оформления являются ведомственными. Они созданы по инициативе субъектов хозяйствования и принадлежат им. Поэтому нам предстоит серьезная совместная работа по реконструкции этих пунктов и их переоснащению. 

Кроме того, в ближайшее время в Могилеве планируется создание крупного транспортно-логистического центра, в котором  будет функционировать пункт таможенного оформления. В условиях, когда перед таможней ставятся все более сложные задачи, растет товарооборот, а численность личного состава остается неизменной, необходимо менять формы и методы таможенного контроля. Внедренная нами система управления рисками, основанная на серьезном анализе, позволила не только снизить объем проводимых досмотровых работ, но и повысить их эффективность. Важным позитивным фактором, воздействующим на нашу работу, стал институт добросовестных участников ВЭД. Его деятельность уже начинает набирать обороты. Если в прошлом году «добросовестных участников» было 6, то в этом их уже  18. На базе Бобруйского таможенного поста с участием ОАО «Белшина» и Бобруйской железной дороги в ближайшее время планируется начало таможенного оформления товаров с применением электронного декларирования. А достигнутая договоренность о предварительном информировании таможни со стороны Белорусской железной дороги о ввозимых грузах существенно снизит финансовые и временные затраты на таможенное оформление. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter