80 лет назад для посетителей распахнула двери Государственная картинная галерея в Минске: 8 малоизвестных фактов о главном хранилище белорусского и мирового искусства

Там, где живет искусство

По его величественному зданию в самом сердце старого Минска можно изучать историю не только отечественного искусства, но и всей страны. 80 лет назад Национальный художественный музей (тогда — Государственная картинная галерея) принял первых посетителей. Они остались с искусством один на один — и будто выпали из времени в пространстве музея. А сегодня время работает уже на музей. В его коллекции — более 30 тысяч произведений на любой, даже самый взыскательный вкус. Белорусское, русское, западноевропейское и искусство стран Востока — чтобы оценить масштаб коллекции, одного здания уже недостаточно. Совсем скоро здесь появится (верим!) настоящий музейный квартал, ну а пока крупнейшая сокровищница белорусского искусства приглашает всех по старому адресу: гостям на Ленина, 20 рады всегда.

фото дениса малыщица.

Накануне важной для музея даты мы прогулялись по его залам в компании ведущего научного сотрудника Надежды Усовой и собрали восемь малоизвестных фактов о главной художественной сокровищнице страны.

1. 1940-е: вывезенные ценности

Государственная картинная галерея была открыта в 1939 году в здании бывшей гимназии по улице Карла Маркса. Сразу же после оккупации Минска сначала второй этаж, а потом и весь дом заняли для проживания немецкие офицеры. Уже через две недели фашисты сняли со стен небольшие картины чемоданного формата и вырезали из рам холсты… Все, что можно было погрузить в большие военные машины — скульптуры, произведения народных мастеров, — было вывезено офицерами вермахта летом 1941-го.

О том, как выглядели интерьеры картинной галереи, сегодня можно судить лишь по нескольким фотографиям, которые сделал Вальтер Френц, личный фотограф Гитлера. В августе 1941-го он снял входящего в галерею Генриха Гиммлера рядом с гипсовой фигурой Ленина работы Александра Грубе и картиной Валентина Волкова «Серго Орджоникидзе на историческом заседании компартии в 1919 году».

2. 1950-е: первый пример музейного строительства в СССР

Мало кому известно, что вестибюль музея молодой архитектор Михаил Бакланов, которому был поручен проект здания, создавал, вдохновляясь парадным вестибюлем Адмиралтейства — творением русского зодчего Андреяна Захарова. А вот внешний вид парадного фасада Бакланов проектировал с учетом облика римских античных храмов.  

К слову, здание НХМ — первый пример музейного строительства в СССР. До этого под музеи отдавали исключительно дворянские особняки и дворцы. Чтобы придать классическому интерьеру советский вид, Бакланов поместил над коринфскими капителями плакетки с пятиконечными звездами. Их можно увидеть и сегодня, поднявшись на галерею.

3. 1960-е: супрематическая брошь Нади Леже

Белоруска Надя Ходасевич-Леже, миллионерша и вдова знаменитого французского художника-кубиста Фернана Леже, подарила минскому музею множество ценных экспонатов: слепки, свои супрематические шелкографии, литографии мужа…

Как-то во время ее приезда в Минск тогдашняя директор музея Елена Аладова пожаловалась художнице, что не хватает денег на закупку картин и ремонт здания. Тогда Надя (она просила называть себя только так!) сняла с блузы золотую супрематическую брошь собственного дизайна и протянула Аладовой: «Вот, тут хватит на все!» Елена Васильевна, впрочем, от дорогого подарка категорически отказалась. Но случай этот затем вспоминала часто.

4. 1970-е: от вахтера до экспонента

Художник-нонконформист, которого сейчас называют не иначе как дедушкой белорусского андерграунда, Виталий Чернобрисов устроился на работу в музей пожарным в 1972 году. Он также исполнял обязанности ночного вахтера, а затем, вплоть до 1986 года, подрабатывал в музее дворником. В дневное время Чернобрисов писал картины, которые охотно покупали ленинградские коллекционеры и музеи. Когда художнику исполнилось 75 лет, его наконец признали в Минске. Сейчас произведения Чернобрисова находятся в коллекции музея: это 6 скульптур и несколько рисунков и живописных картин.

5. 1980-е: миру — Мир!

В 1987 году на баланс Нацхудмузея поступили архитектурные памятники в городском поселке Мир, самым значимым из которых оказался замок XVI века, лежавший в руинах. Этот патриотический поступок Юрия Карачуна, возглавившего музей в 1977 году, не поняли многие. «Чтобы его отреставрировать, понадобится не менее сотни лет», — писали журналисты в начале 1990-х. Тем не менее уже в 1992 году были открыты первые экспозиции в Юго-западной башне, а в 2010 году Мирский замок с 39 экспозициями принял посетителей, поток которых растет из года в год. В целом на музеефикацию ушло чуть более 2 миллионов долларов — эти вложения окупились уже через 5 лет работы замка как туристического объекта.

6. 1990-е: Гиннессу и не снилось

В 1999 году «Гобелен века» Александра Кищенко был внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Масштабы этой работы действительно поражают: высота с 6-этажный дом, 270 килограммов веса, 806 километров шерстяной нити и 14 человек, которые ткали гобелен в течение нескольких лет. Гобелен Кищенко стал одновременно и самым большим музейным экспонатом, и самым дорогим. Правда, музею принадлежит только верхняя треть уникального произведения: остальные две — наследникам и спонсорам.

7. 2000-е: 5 тысяч долларов за 38 секунд

В число необычных «экспонатов» музея входит и книга почетных гостей. В ней, например, можно найти комментарии французского модельера Пьера Кардена, нобелевского лауреата по физике Жореса Алферова и других известных персон. Самым дорогим — в прямом и переносном смысле! — автографом стал отзыв-рисунок художника Михаила Шемякина, на который, как он пошутил, было потрачено 38 секунд. Сейчас этот отзыв оценивается экспертами в 5 тысяч долларов.

8. XXI век: белорусские иконы в Ватикане


Самой посещаемой зарубежной выставкой Нацио­нального художественного музея стала экспозиция 2016 года «Белорусская иконопись XVII — XXI веков» в Ватикане. За 2,5 месяца ее увидели около 2 миллионов человек. Выставка впечатляла: 31 образец древнего искусства, аналогов которому больше нет нигде в мире, и 2 современные работы кисти минского иконописца Андрея Жарова, перенявшего приемы древних мастеров.

leonovich@sb.by

Фото предоставлены Национальным художественным музеем.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter