Там есть все, кроме родины

Парижское кладбище Сент–Женевьев–де–Буа возникло в 1927 году, и сегодня о нем немало наслышаны в России, Украине и Беларуси...

Парижское кладбище Сент–Женевьев–де–Буа возникло в 1927 году, и сегодня о нем немало наслышаны в России, Украине и Беларуси. Кое–кто даже побывал там и своими глазами увидел последнее пристанище многих известных людей, вынужденных покинуть родину в революционные годы начала прошлого века: военных и государственных деятелей, ученых, писателей, юристов... А есть ли среди них те, чья жизнь или работа были связаны с Беларусью? Чтобы знать, надо искать! Но, признаюсь, имена, словно сами, стекались ко мне. И рассказать о них, хотя бы о некоторых, считаю своим долгом.


Юрист Николай Васильевич Тесленко


Думаю, белорусские правоведы знают книгу Николая Тесленко «О судопроизводстве по обычному праву белорусов». Но о самом авторе практически никто не вспоминает.


Родился Николай Васильевич 7 октября 1870 года в имении Петриково Витебской губернии (некоторые называют Витебск) в дворянской семье. Учился в Витебской гимназии вместе с земляком Николаем Лосским, будущим философом–идеалистом. В 1894 году окончил юридический факультет Московского университета. Студентом входил в подпольную революционную группу. Позже, будучи авторитетным и опытным юристом, Тесленко стал одним из создателей российской партии кадетов, партии наиболее образованных людей своего времени.


Николай Тесленко получил громкую известность как криминалист. Он один из создателей союза адвокатов и кружка безвозмездных защитников по политическим делам. Николай Васильевич рвался к переменам, ораторское слово стало его незаменимым оружием в борьбе с отжившим. Неоднократно он подвергался высылкам из Москвы и другим репрессивным мерам.


Ни кадетам, ни монархистам не удалось добиться своих целей. Победили большевики. И уже в 1918 году наш земляк вошел в состав Особого совещания во главе с А.И.Деникиным. Разгром войск Деникина вынудил многих его сторонников и сподвижников спасаться бегством в эмиграцию. В том числе и Николая Тесленко, который сначала попал в Константинополь, а затем в Париж, где эмигрантская деятельность тогда била ключом. Тесленко избрали главой Объединения русских адвокатов во Франции. Некоторое время он также вел и активную политическую работу как кадет, энергии отдавал много, но все это напоминало Сизифов труд. На жизнь зарабатывал в банках и в качестве юрисконсульта на преуспевающих предприятиях. Высоко ценилась работа Тесленко в Парижском комитете помощи российским писателям и ученым, председателем которого Николай Васильевич состоял с 1931 года.


Вот такой видный интеллектуал, герой своего времени, доживал дни в славном городе Париже, где есть все, кроме родины. 5 декабря 1942 года Николай Васильевич сделал свой последний вздох.


Гродненский губернатор Вадим Николаевич Шебеко


Через год на знаменитом кладбище появилась и могила Вадима Николаевича Шебеко — эмигранта с исконно белорусской фамилией.


В дореволюционное время Шебеко — известный род белорусских дворян Могилевской губернии. Многие его представители занимали ответственные посты в российском государственном управлении и военных учреждениях. Их имена вошли в энциклопедии, упоминаются в исторических монографиях и воспоминаниях. Но, к сожалению, обычно никто не удосуживается назвать точные места их рождения. Так что здесь есть над чем поработать нашим краеведам.


Мне удалось собрать краткие биографические сведения о Вадиме Николаевиче Шебеко, военном разведчике и государственном деятеле. Родился он 11 июля 1864 года в Могилевской губернии. Его отец в 37 лет стал генералом, дослужился до товарища заместителя министра внутренних дел. Вадим поступил в привилегированный Пажеский корпус, проявив усердие и способности. Став поручиком, заведовал школой солдатских детей, старался проникнуть в психологию ребенка и взрослого, высоко ценил роль знаний в воспитании командира. Окончил академию Генерального штаба.


С мая 1896 года началась новая веха в служебной карьере Вадима Шебеко: его неожиданно направляют в распоряжение военного агента в Константинополе. Предстояло изучать английский и немецкий языки, умело сочетать тонкости дипломатии и тайны разведчика. Через три года Шебеко посылают в США на самостоятельную работу — военным агентом в Вашингтоне. Справлялся, нареканий не было. Кочевал по странам и континентам. Через два года — военный агент в Берлине, где с октября 1904 по ноябрь 1905 года состоял при германском императоре Вильгельме II.


В 1906 году В.Шебеко вернулся в Россию — видно, без особого служебного багажа. Состоял на второстепенных военно–административных должностях. И только в начале 1913 года получил повышение — должность вице–губернатора Саратова. А в октябре того же года назначен губернатором Гродненской губернии. Вскоре началась Первая мировая война. Не позавидуешь губернатору, у которого все рушится на глазах. Тысячи беженцев двинулись на восток. Усложнилась работа на фабриках, полях, транспорте, возникли трудности с продовольствием. Летом 1915 года фронт приблизился к Гродненской губернии. Под угрозой окружения российские войска оставили Гродно, потерявший свое значение как крепость. Губернские учреждения и губернатор Шебеко эвакуировались в Калугу.


В 1916 — 1917 годах Вадим Николаевич был московским градоначальником, последним главой Москвы эпохи царизма. После Октябрьской революции эмигрировал во Францию. Умер в Париже.


Философ Николай Онуфриевич Лосский


В январе 1965 года на кладбище Сент–Женевьев–де–Буа нашел вечный покой и Николай Онуфриевич Лосский — личность, особенно известная философам, богословам, церковнослужителям. О Лосском иначе и не скажешь, как «духовной жаждою томим». Всю свою жизнь он посвятил изучению духовности, теории познания (интуитивизма), свойств человеческой души и разума, вопросов психологии, гносеологии и этики.


Николай Лосский родился 24 ноября 1870 года в деревне Кресловка Витебской губернии в семье лесничего. Его первым «университетом» стала Витебская классическая гимназия. За проявленное вольнодумство юношу записали в «заговорщики» и исключили из гимназии с «волчьим билетом» — без права поступления в другое учебное заведение.


Тогда Н.Лосский отправился слушать лекции в Бернском университете, но был разочарован схоластикой. Поступил стрелком во французский легион в Алжире — разочаровался солдафонщиной. И на родину потянуло с неудержимой силой. В Петербурге ему не без труда все же удалось поступить в университет на физико–математический, а потом и историко–философский факультеты. Его все возрастающий интерес к философии, к проблемам духовной культуры поддержал известный философ и поэт Владимир Соловьев. Способности Николая Лосского, наконец, были признаны. В 1903 году он получил степень магистра, спустя четыре года стал доктором философии. Написал и выпустил первые книги — «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» и «Обоснование интуитивизма», принесшие автору широкую известность не только в России.


В годы первой российской революции Лосский не был защитником царизма. Он осудил расстрел мирной демонстрации в Петербурге — «кровавое воскресенье», поддерживал либерализм кадетов. Все годы Николай Лосский жил преподавательским трудом и научными поисками. Работал профессором Петербургского университета. В трудном 1919 году издал книгу «Основные вопросы гносеологии». Вскоре ему было предложено прочитать курс «Введение в философию» в Народном университете, тогда никто не вмешивался в его преподавание. Но за три года новая власть подготовила своих «красных профессоров», и началась чистка старых кадров. Николая Лосского отстранили от преподавания за пропаганду религии и идеалистических воззрений, и в 1922 году вместе с другими учеными выслали за границу. Плывя на пароходе, Лосский вспоминал, как его пригласили поработать в Народном университете: в виде платы за лекцию профессор получал несколько фунтов черного хлеба. Для его голодающей семьи это было дороже золота. Лосский был обижен, очень переживал, что с ним так поступили.


Дальше Николай Онуфриевич преподавал в Праге, Братиславе, Париже, в Русской духовной академии в Нью–Йорке. И везде занимался научно–философскими исследованиями.


***


В этой статье я назвал только три парижских имени, связанных с Беларусью. На самом деле их, конечно же, больше. Известно, что на том же кладбище в ноябре 1947 года похоронен художник Дмитрий Стеллецкий из Бреста. Он иллюстрировал сказки, былины, писал иконы. Расписал русскую Сергиевскую церковь в Париже. Третьяковская галерея приобрела его иллюстрации к «Слову о полку Игореве»... Наверняка список можно продолжить — надо только заняться изучением этой неотъемлемой части нашего прошлого. Такие изыскания позволят полнее представить странствия наших земляков по разным странам, оценить их вклад в развитие духовной культуры, их признание европейским и мировым сообществом. Независимо от политических взглядов и мировоззренческих установок этих людей нельзя вычеркивать из исторической памяти белорусского народа.


Эдуард КОРНИЛОВИЧ, кандидат исторических наук, член Союза писателей Беларуси, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter