История одной фотографии композитора Сергея Кортеса

Таланты и поклонники

Музыку я не запоминаю, мелодию напеть не смогу, но обстоятельства, при которых слышал песню, симфонию, оперу, помню хорошо. Так было и тогда, в нашей филармонии, лет десять назад. Сергей Альбертович Кортес сидел рядом со мной, а между нами расположилась женщина со сложной прической и букетом желтых цветов. Филармоническая дама, посещающая все концерты.


На сцене, под органом, похожим на цветные карандаши, оркестр, дирижер. Кортеса, внимательно глядящего на сцену, поблескивающего стеклами очков и его улыбку, запомнил. Поразило то, с каким доброжелательным вниманием он слушал музыку своего коллеги. Не вздыхал, не опускал голову, а все время смотрел очень внимательно. Следил за каждым движением дирижера. Мне музыка не нравилась, слишком она была громкая и пестрая, а вот наблюдать за известным композитором было интересно. Это как подглядывать за ребенком, который смотрит на большом киноэкране сказку. Все отражается на его лице. Испуг сменяется радостью, восторг — разочарованием, рот приоткрывается, а потом счастливая улыбка… Тысячи самых разных эмоций! Обычно композиторы, да и прочие творцы относятся к чужим произведениям весьма пристрастно, смотрят и слушают напряженно, настороженно, выискивая обидные изъяны, недочеты, ошибки. И если ошибок много, то они довольно улыбаются, а коллегу беззастенчиво хвалят. Много раз подобное видел. Кортес же слушал доброжелательно, что и запомнилось. Все, с кем говорил о Сергее Кортесе, отзывались о нем как об очень добром, спокойном и приветливом человеке, подчеркивая его нездешнюю скромность и аристократизм. Приводили как веский довод тот факт, что, будучи директором оперного театра, поставил только две свои оперы: «Юбилей» и «Визит дамы». Подобная скромность для наших широт удивительна. Большинство творцов, получив должность, о себе любимом не забывают.

Ему было что ставить. За долгую творческую жизнь он успел написать пять опер, музыку к десяткам драматических спектаклей и художественных фильмов, балет «Последний инка». Создал несколько инструментальных и вокально‑симфонических циклов на стихи знаменитых поэтов: Евгения Евтушенко, Николаса Гильена, Гарсиа Лорки, Янки Купалы, Максима Танка.

Удивительно и то, что композитор, родившийся в Чили и до двадцати лет проживший в Аргентине, смог так понять, почувствовать и полюбить Беларусь, куда приехал уже сложившимся человеком. Полюбить и прославить своей музыкой. Настоящий представитель Латинской Америки стал белорусом.

Но вернемся в зал филармонии. Аплодисменты, шум, движение, вздохи, на сцену вышел автор… И тут произошло то, что удивило и запомнилось. Филармоническая дама поднялась, расправила плечи, повернулась к Сергею Кортесу и вручила ему букет желтых цветов. Композитор смутился, растерялся, но букет принял.

stepan@sb.by

Фото любезно предоставил Евгений КОКТЫШ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter