Талантам надо помогать

О талантливых и перспективных

Эта строчка поэта Льва Озерова стала афоризмом. Взрастить дарование, не дав ему возможностей для развития, невозможно. И дело тут вовсе не в создании тепличных условий. Чтобы заявить о себе в нынешних реалиях, нужна основательная финансовая поддержка. Простейший пример: как конкурировать на международных музыкальных конкурсах, не имея достойного инструмента? Уникальная скрипка XVII века работы Гварнери вряд ли «поселилась» бы в Беларуси без господдержки. И именно «в паре» с ней наш скрипач Артем Шишков стал лауреатом самого престижного в мире конкурса имени королевы Елизаветы, проходившего в Брюсселе. Но это — вершина. Не потеряться на пути к ней должна помогать целая система.


Казалось бы, ступеньки лестницы к успеху очевидны: школы искусств, творческие колледжи и вузы. Более 10 тысяч школьников у нас занимаются музыкой, хореографией, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, около 7 тысяч затем шлифуют мастерство в средних специальных учебных заведениях, а три наших кита — университет культуры и искусств, академия искусств и академия музыки — ежегодно только на бюджет принимают свыше 1.000 студентов. Но как таланту не раствориться в потоке? В Министерстве культуры этаким ситом, улавливающим золотые крупицы, считают конкурсы разных масштабов. Особо отличившиеся — от школьников до педагогов моложе 31 года — поощряются специальным фондом Президента по поддержке талантливой молодежи. За последние три года им было выделено более 2 тысяч премий, стипендий, грантов. И деньги не идут на ветер, трансформируются в весомые результаты. Баянист Владислав Плиговка, 11 раз (!) отмеченный фондом, обратил на себя внимание еще до поступления в Новополоцкое музыкальное училище, обойдя соперников на конкурсе. Теперь он — неоднократный победитель самых престижных музыкальных состязаний, солист Белгосфилармонии и... один из претендентов на высшую государственную награду — Госпремию. Молодые реставраторы благодаря гранту фонда смогли подключиться к работам в Мирском и Несвижском замках. Да–да, там многое сделано руками студентов под руководством опытнейших педагогов. А ведь стипендиаты фонда уже сами помогают взращивать новые таланты. Например, бывший призер Дельфийских игр Ольга Малахова–Мельник готовит к ним нового участника...


Недавнее нововведение — международные стажировки самых талантливых, также финансирующиеся с помощью специального фонда. Во ВГИК, театральный институт им. Щукина, Московскую консерваторию, Российскую академию музыки им. Гнесиных пока съездили 15 человек. Процесс только начался — будет расширяться и количество претендентов (любой вуз может представлять кандидатуры на рассмотрение советом фонда), и география. Пока стажировки возможны в России, Польше, Германии... С 1996 года существует и фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 16 лет — более 24 тысяч поощрений, в том числе и за победы на республиканских и международных интеллектуальных состязаниях. Каждый год 200 студентов, 100 аспирантов и 92 ученых получают президентские стипендии.


Известно, что сведения о юной творческой и интеллектуальной элите у нас заносятся в банки данных. Их два. Тот, что ведет учет талантов, находится в ведении Министерства культуры — сейчас в нем 843 человека и свыше 100 художественных коллективов. Сколько у нас умниц и умников, знает Министерство образования — после последней сверки базы данных одаренной молодежи в ней значатся 5.666 человек. Вопрос: что дает этот реестр? Да, для включенных в него предусмотрены некоторые бонусы — право внеочередного получения места в общежитии на период обучения, на первоочередное распределение. Организации обязаны закреплять за ними кураторов — опытных педагогов, ученых, выдающихся деятелей культуры, направлять их на стажировки. Для молодых специалистов «из базы» предусмотрена надбавка к зарплате 50 процентов. Но как работодателю подыскать себе нужного сотрудника с помощью этих банков? К сожалению, не так уж и просто. Нужно пройти определенную процедуру, подключиться к системе... Неудивительно, что для кадровых служб такая работа не стала обязательным пунктом. По заверению Юлии Пашкевич, главного специалиста управления науки и инновационной деятельности Министерства образования, уже с октября ситуация должна измениться — доступ к информации будет облегчен, находить талантливых и перспективных станет проще. Справедливости ради стоит сказать, что уже сейчас многие организации делают на таких персональные заявки. Но пока сведения не станут абсолютно прозрачными и широкодоступными, «нарощенный потенциал» в полную силу вряд ли заработает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter