Талант, который создает таланты

На базе гомельской многопрофильной гимназии № 14, которой руководит опытный педагог, депутат областного Совета Тамара Кумасинская, состоялся областной конкурс “Знай и люби русский язык”. Участие в нем приняли ребята, которые учатся в учреждениях образования нового типа со всех уголков региона.

То, что именно в этой гимназии собрались мальчики и девочки, преуспевающие в изучении языка Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, отнюдь не случайно. Среди гимназистов целый букет победителей олимпиад разных уровней. А помогают им в этом талантливые педагоги учебного учреждения, влюбленные в свое дело, такие как Жанна Федоровна Жадейко. Кстати, именно ей, учительнице с более чем двадцатилетним стажем работы в школе (причем в одной и той же), руководителю областной команды по подготовке к республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе, было доверено возглавлять жюри данного конкурса.
Жанна Федоровна — человек, который досконально знает, как вырастить, как выпестовать победителей. Не последнюю роль в этом играет и то, что ей самой еще со своих школьных лет хорошо знаком вкус победы. Не раз побеждала и в качестве педагога. В частности, в 2004 году на международном конкурсе в Москве “Лучший учитель русского языка и словесности стран СНГ и Балтии”, где она опередила более 70 участников.
С юных лет усвоила Жанна Федоровна и другое: многое зависит от учителя, его эрудиции, умения ненавязчиво заинтересовать ребят, пробудить их стремление думать, осмысливать, анализировать. Именно такой педагог когда-то встретился на ее школьном пути, именно таким критериям она следует и сама в обучении подопечных. Своих гимназистов старается вести, начиная с 5-го класса.
— Тогда есть возможность, — делится Жанна Федоровна, — вложить в них все, что хочешь, дать системные знания.
Педагог считает, что каждый ребенок талантлив, нужно только рассмотреть в нем способности, достучаться до него. Не раз бывало, когда приходили мальчики и девочки с весьма средней подготовкой по русскому языку и литературе, но постепенно, увлекаясь, опережали своих, казалось бы, более способных сверстников. В то же время всегда в новом классе выделяет кого-то из ребят с особым потенциалом, с особыми задатками, которые при умелом руководстве педагога и трудолюбии самого школьника превращают его со временем в лидера.
Не согласна Жанна Федоровна с утверждением, что нынешние школьники мало читают классиков. Во всяком случае, это не относится, считает она, к ее воспитанникам.
— Читают и очень активно, — говорит учительница. — И среди пристрастий не только знаменитые имена: Пушкин, Лермонтов, Шолохов, Толстой, но и менее известные современные Дина Рубина, Александр Кушнер, Пауло Коэльо, Александр Башлачов и многие другие.
Опять-таки, добавляет Жанна Федоровна, немало зависит от того, как сам педагог преподносит того или иного автора, как сам его понимает.
Сложилось так, что она бок о бок работает в одной школе со своим супругом Ростиславом Ананьевичем, который преподает историю и тоже растит олимпиадников. Есть и ребята, в частности Настя Руденкова, воспитанница их обоих, которая добилась успеха на состоявшейся в прошлом году в Гомеле международной олимпиаде учащихся Беларуси и России, где итоговый результат складывался как из знаний по русскому языку и литературе, так и по истории двух братских народов.
Примечательно, что немало школьников, которые учатся у Жанны Федоровны, сами выбирают впоследствии для себя профессию словесника. Так, в прошлом году стал студентом-филологом педагогического университета имени Максима Танка неоднократный победитель олимпиад, лауреат Фонда Президента Республики Беларусь Дмитрий Лавицкий. Кстати, лауреатом данного фонда является и сама учительница Жадейко.
Сегодня помимо основных уроков, где она выкладывается на все сто, Жанна Федоровна много времени и сил отдает подготовке сборной области к предстоящей республиканской олимпиаде. В команде три представительницы гимназии № 14, и все — ее воспитанницы. Что касается ребят из других школ региона, которые попадают в команду, то и с ними у педагога, как правило, складываются хорошие отношения, после которых они помнят о своем тренере, о его вкладе в их подготовку и поддерживают связь. Конечно, как пройдет нынешняя главная олимпиада по русскому языку для школьников региона, покажет время. Но хочется надеяться, что традиции и опыт талантливых педагогов в подготовке ребят в очередной раз не подведут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter