И шашечки, и ехать: нужны ли единый тариф и лицензии

ТАКСИчная ситуация

Рынок современных извозчиков полон противоречий. С одной стороны, пассажиров устраивают низкие цены, когда даже в булочную можно доехать дешево и с комфортом. С другой — некоторые таксисты требуют поднять тарифы и съезжаются на импровизированные собрания, где заявляют, что в случае непринятия должных мер начнутся забастовки. В то же время в судах рассматриваются дела о неоправданно завышенных ценах за поездки, а в ведомствах ведутся дискуссии о необходимости возврата к лицензированию этой перевозчицкой сферы деятельности. Да и, похоже, грядет дальнейшее обострение конкуренции: к нам идут новые иностранные интернет-агрегаторы. Что впереди?

Фото Алексея Матюша

Курсы за один день

Не так давно таксисты были своего рода дорожной кастой. Проехаться на советской «Волге» с шашечками — недешевое удовольствие и не всегда доступное. Машину заказывали заранее. В годы свободных экономических отношений рынок таски раздулся: от теневых «бомбил» до разношерстых операторов. Стоит заметить, водители шашечных авто никогда не бедствовали. Однако чтобы попасть в их когорту, надо было пройти обучение, иметь опыт вождения, и не только на бумаге. Теперь все изменилось. Корреспондент «НГ» решил выяснить, легко ли сегодня «выйти на линию».

Звонок в компанию посредника услуг интернет-агрегатора. Там отвечают: «Ждем на собеседование». В холле за столом милая девушка, ее интересует минимум информации:

— Водительское удостоверение есть? И чтобы стаж вождения не менее 2 лет. Медицинская справка действительна? Хорошо. Работали раньше в такси? Нет. Тогда надо пройти курсы таксиста — это 52 рубля — и курсы по эксплуатации авто с газовым оборудованием — 12 рублей.

— Как долго длятся курсы и скоро ли можно приступить к работе?

— Обучение можно пройти завтра до обеда, потом к нам. Заключаете договор подряда, устанавливаем вам приложение, и послезавтра на работу. Все за один день. График два дня по 12 часов, две ночи по 12 часов.

— И сколько реально у вас заработать в месяц?

— От заработанной суммы 70 процентов вы отдаете нам, 30 остается у вас. В среднем при стабильной работе в кошелек положите 600 рублей в месяц. ­Если будет хороший рост по объемам, мы можем пересмотреть соглашение и выплачивать 35 процентов от заработанного. Еще есть вариант не процента, а сдачи в аренду автомобиля, но это уже для проверенных, зарекомендовавших себя водителей.

Негусто, конечно, зато просто. Хотя это, пока не сел за руль, не отпахал 12 часов. Там отмена, здесь конфликт, зацепил чей-то «жигуль» в узком дворе. В итоге не удивиться бы скромности расчетного листа. Хотя какой расчетный лист в век интернет-операторов? Этих посредников только, например, в Гомеле от различных агрегаторов порядка 30.

Следующий шаг — попытка устроиться в классическое такси. Живо и такое. Его вызывают через диспетчера — по телефону. Здесь все намного сложнее. Оказалось, ждут работника только в роли индивидуального предпринимателя со своим автомобилем, страховкой и таксометром. И тут отчисляешь уже только на операторские услуги. Классика жанра.

pixabay.com

Серое на желтом

Что же думают о сегодняшней ситуации бывалые профи? Борис начинал в нулевые. Тогда для входа в бизнес необходимо было иметь не только автомобиль, но и 800—1000 долларов:

— Регистрация ИП, лицензия, таксометр, страховка под такси, пассажирская страховка, шашечки, регистрация желтого номера, техосмотр два раза в год. До этого курсы водителя такси и по организации пассажирских перевозок со сдачей экзамена. Фактически уже на этом этапе затрат проходил отсев случайных людей, которые сейчас заполонили бизнес. Видно невооруженным взглядом: за рулем все больше студенты или уставшие люди после основной работы. Часто путаются в городе, резко тормозят. Но берут количеством, борьба идет за каждую копейку. 

Заглядывая в записи прошлого, Борис вспоминает, сколько зарабатывал раньше. За вычетом налогов, затрат и услуг получалось 700—800 долларов в месяц, сегодня на эту сумму надо работать в два раза больше:

— Рынок расширился, тарифы упали, конкуренция высокая. Прежде за день было 12—14 заказов, теперь, чтобы выйти на ту же сумму, приходится совершать 25 поездок и более. Крутить баранку 12 часов в режиме нон-стоп очень тяжело. Это небезопасно, но семью-то кормить надо. Поэтому есть ребята, которые по 14 часов вкалывают.

Интересно, что интернет-такси почти уничтожило знаменитых «бомбил», стоящих на вокзалах, возле ресторанов и клубов. Людям безопасней и дешевле найти транспорт через приложение в своем телефоне, чем торговаться с неизвестным дядей. Постоянное снижение тарифов не может не радовать потребителей. Плюс выросла скорость подачи машины, уже не надо ждать полчаса, такси через 3—5 минут у подъезда.

Бизнесмен Андрей Лапа два года назад открыл компанию, ставшую первым оператором «Яндекс» в Гомеле. Надо понимать, напрямую с обычными ИП агрегатору работать неудобно, поэтому такие посреднические компании аккумулируют пассажирские перевозки и доходы от них, отчисляя агрегаторам процент. Велосипед в этом деле никто не придумывал, приложение фактически заменило традиционных диспетчеров, поясняет Андрей:

— Мы от лица агрегатора стали предлагать таксистам, у которых имелись авто, таксометры, страховки, работать через нас. Используя удобные приложения и выгодные условия оплаты фактически диспетчерских услуг. У нас сейчас 150 ИП, основа которых — профессиональные таксисты. Рынок стал «перегреваться», когда появились компании, работающие, на мой взгляд, по серой схеме.

Как выглядит эта схема? Есть фирма-оператор. Таксист там уже не ИП, а просто наемный рабочий. Требования к нему минимальны:

— Мы столкнулись с тем, что такая организация-перевозчик, работающая в Гомеле, зарегистрирована в другой области, а к нам завезли убитые машины, наняли шоферов почти без стажа вождения. В итоге по нашему областному центру ­ездят люди с шашечками, но с отсутствием медицинского предрейсового осмотра, даже без техосмотра. Именно такие фирмочки имеют возможность снижать цены до предела. В этой ситуации добросовестные перевозчики могут разориться.

Рисунок Олега Попова

Заказ на регулирование

В январе таксисты потребовали от ряда диспетчерских служб увеличить стоимость километра пробега на 5 копеек. Тарифы, мол, водителям не повышали уже более пяти лет. За это время цена на топливо выросла на 40 процентов. Свою позицию водители представили в письме, которое направили в редакции нескольких СМИ, и даже грозились устроить забастовку. На это оперативно отреагировало Министерство антимонопольного регулирования и торговли. В ведомстве состоялась рабочая встреча с участием представителей Минтранса, ассоциаций перевозчиков и диспетчерских служб. Глава МАРТ Владимир Колтович заявил, что подобные вопросы должны решаться открыто. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович предположил, что с приходом на рынок такси новых игроков цены и вовсе могут снизиться еще больше. Как сообщили в пресс-службе МАРТ, в ближайшее время будет проведено еще одно заседание рабочей группы. 

— Сейчас стоимость услуг такси приближается чуть ли не к уровню проезда в автобусе, — высказывает свое мнение представитель службы «Такси 157» Василий. — Водителям просто невыгодно ездить по таким тарифам. 

Вместе с тем поступают жалобы и на завышенные цены. Суть проблемы вот в чем. Если клиент делает заказ через диспетчерскую службу, то тариф жесткий, а в интернет-сервисах даже точно указывается конечная сумма. Но когда машина берется «от борта», приходится полагаться разве что на адекватность водителя-ипэшника. Так, недавно поездка в полтора километра обошлась пассажирке в 73 рубля. Как выяснилось, шофер не объявил клиентке о своих тарифах (хотя табличка с ценами в салоне авто была). Суд признал такие действия недопустимыми, обязал вернуть деньги за поездку и возместить моральный ущерб пассажиру. Но при соблюдении всех требований космическая сумма никаким нормам и правилам не противоречит. В итоге жадность «шефов» порой не знает границ: из аэропорта до Минска могут довезти за 300 рублей, а за 10 километров по городу зарядить 60. Причем дополнительно еще возьмут 30 за абонирование и время в пути (тариф — 35 рублей в час). Как вам такие расценки? Осталось еще брать деньги за услуги экскурсовода — город ведь показывают… 

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский считает, что государство должно регулировать сферу перевозок, но использовать при этом нужно рыночные инструменты:

— На законодательном уровне мы стараемся сделать так, чтобы ко всем таксистам предъявлялись одинаковые требования, а также создавались равные условия доступа на рынок. Это не зависит от того, с какой платформой сотрудничают водители: будь то Uber или традиционная диспетчерская служба. 

По сравнению с другими странами, наши «шашечки» относительно дешевые, считает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. По его мнению, тарифы следует регулировать на муниципальном уровне. Контроль этой сферы со стороны местной власти поможет решить проблемы с завышенной стоимостью, перегрузкой стоянок такси, ограничением их допуска в аэропорт:

— В последнее время перевозчиками чаще выступают не индивидуальные предприниматели, а корпоративные владельцы. И это нормально. Ведь когда на один автомобиль есть несколько водителей, он используется более эффективно. Резко снижать цены — значит жертвовать безопасностью. Думаю, было бы правильно установить предельный максимальный тариф и допускать на рынок разумное количество игроков. Дальше все определит конкуренция.

Что позволит навести порядок?

Еще одной темой для дискуссий остается лицензирование деятельности в области автомобильного транспорта при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Напомним, что ранее в целях дебюрократизации бизнес-процедур для таксистов лицензии были отменены. По информации Минтранса, на 1 января 2018 года в сфере перевозок пассажиров автомобилями такси было выдано 1200 лицензий юрлицам и 10 700 — индивидуальным предпринимателям. Какова статистика сейчас, точно сказать невозможно. 

Министерство транспорта и коммуникаций убеждено в том, что вернуть лицензирование необходимо. Вот какое мнение начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта ведомства Сергея Дубины приводится на сайте sb.by:

— Нельзя такую сферу услуг, где человек управляет источником повышенной опасности, никак не регулировать. В каком виде это будет — лицензирование, карточка допуска, будет это распространяться на транспортное средство, на водителей, — как раз эти моменты мы и хотим обсудить. Сегодня привлечение перевозчика-нелицензиата к ответственности идет по косвенным признакам: за нарушение оформления транспортного средства, отсутствие оснащения соответствующим оборудованием. Мы хотим подготовить предложения об усилении ответственности.

О том, что лицензирование не стоит отбрасывать в сторону, говорит и депутат Игорь Комаровский: «Но это не панацея. Здесь нужно подходить очень тонко и избирательно, чтобы это не стало инструментом несправедливой конкуренции. Важно не перегнуть палку, поэтому вопрос еще требует доработки».

Бизнесмен Андрей Лапа также убежден, что режим проверок не всегда идет на пользу бизнесу:

— Зато одним из важнейших элементов здоровой конкуренции может стать единый тариф для такси. Речь о фиксированной стоимости километра. Ее не стоит задирать. Исходить нужно из рыночных реалий, чтобы не испугать потребителя. Но если тариф станет фиксированным, конкурировать придется уже не ценой, а качеством: в это понятие входят безопасность, профессионализм, комфорт, которых стало не хватать в современной индустрии такси.

На расстоянии одного клика

Белорусский рынок практически монополизировали зарубежные агрегаторы. Они, конечно, платят налоги в соответствии с нашим законодательством, как и национальные операторы, однако прибыль зачастую уходит на зарубежные счета. В то же время качественного нашего аналога иностранным онлайн-сервисам пока нет. Не так давно в стране заговорили о Saytaxi — проекте трех белорусов, который был представлен на конференции в Амстердаме. Его основатели надеялись стать конкурентами Uber. К сожалению, сейчас точной информации о Saytaxi не найти. Приложение в App Store есть. Можно его скачать и зарегистрироваться. Но сразу становится понятно, что сделать заказ невозможно. При выборе любой точки на виртуальной карте всплывает уведомление «регион не поддерживается сервисом». 

Кстати, в Беларусь скоро может прийти эстонский сервис Bolt. Недавно служба опубликовала в сети объявление о приеме на работу. Указаны и приблизительные тарифы — 30 копеек за километр плюс надбавки за минуты езды, а минимальный заказ — 3,3 рубля. Так что сегодня заводить речь о поднятии тарифа до 1 руб­ля за километр, как требуют некоторые водители, не приходится. Расценки могут еще снизиться. Впрочем, эксперты обращают внимание и на то, что агрегаторы такси зачастую не признаются официальной диспетчерской службой и закон, который регулирует правила игры на рынке, на них не распространяется. 

Конечно, сфера такси сегодня одна из самых быстроменяющихся, а потому она требует постоянной увязки законодательных норм с реалиями жизни. Запаздывание же с юридическим реагированием может создавать критические ситуации. А в этом не заинтересованы ни перевозчики, ни пассажиры. 

Баранка должна быть белой

Хоть теневой рынок сейчас уже не идет ни в какое сравнение с тем, что было в конце прошлого века, проблема уклонения от налогов по-прежнему актуальна. Громким стало расследование не так давно уголовного дела в отношении руководителя службы такси «Алмаз» Виктора Пузикова. С него было взыскано налогов на 700 тысяч рублей.

— Противоправная схема была построена на том, что взаиморасчеты с некоторыми перевозчиками частично осуществлялись мимо кассы. Договорные отношения за предоставление диспетчерской службой услуг предполагали безналичный расчет, однако часть денежных средств передавалась руководителю наличными. С них налоги не уплачивались, так как они не отражались в бухгалтерском учете организации. Кроме того, привлекались к работе водители, которые не были официально трудоустроены. За это руководитель также получал от таксистов наличные средства, — пояснил заместитель начальника городского межрайонного отдела № 1 ДФР по Минску и Минской области Юрий Рябов. 

В ходе расследования обвиняемый раскаялся в содеянном и возместил в полном объеме весь ущерб. Сейчас проверки организаций-перевозчиков, которые работали со службой, продолжаются. 

— В настоящее время в Следственном комитете по городу Минску расследуется уголовное дело в отношении одного из крупных перевозчиков. Результаты будут уже в ближайшее время, — говорит Юрий Рябов.

По его словам, уголовная ответственность наступает в случае установления факта уклонения от уплаты налогов свыше 2000 базовых величин. Как правило, предприниматели и юридические лица используют упрощенную систему налогообложения, поэтому должны отдавать государству пять процентов от выручки:

— Если пассажиры пользуются услугами недобросовестного перевозчика, у них нет никаких гарантий страховых возмещений в случае ДТП. Это влияет на правовую защищенность гражданина и, соответственно, его безопасность. Сомнения в отношении водителя могут возникнуть, если он не выдал кассовый чек. В этом случае считается, что услуга не оказана и пассажир имеет право не платить.

МНЕНИЯ

Ольга Сацюк, певица:

— На моем телефоне установлено приложение одного из интернет-агрегаторов. Но если он завышает цену на поездку, обращаюсь в классические службы. Например, в новогоднюю ночь стоимость в онлайн-сервисе была такая огромная, что даже неудобно озвучивать. Хотя это обычная ситуация в праздничные дни.

Наталья Романчук, преподаватель английского языка:

— Пару месяцев назад поймала на улице такси. Приехали к нужному дому. Водитель сказал, что за поездку я должна 54 рубля. Конечно, сначала я отказалась платить, но он заблокировал двери, грозился вызвать милицию. Я испугалась и отдала деньги. После этого на такси не езжу. Только в крайнем случае. И то заказ делаю через диспетчерские службы. Слава богу, что они еще немного сдерживают водительские аппетиты. Считаю, что с тарифами нужно навести порядок.

СОВЕТЫ НА ДОРОЖКУ

Если вы заказали такси по интернет-приложению и расплатились наличными, вам обязаны выдать чек. Кассовый аппарат должен быть совмещен с таксометром. При списании денег за поездку с карты удаленно пассажиру на электронную почту должна быть выслана квитанция. Если ее нет, это нарушение.

Правила автомобильных перевозок пассажиров обязывают водителей информировать клиентов о цене за километр или называть ориентировочную стоимость поездки до ее начала. Причем информационная табличка с указанием тарифов должна размещаться на видном для пассажира месте и быть напечатана читаемым шрифтом. Садясь в машину, внимательно ее изучите.

Некоторые таксисты включают счетчик до того, как клиент подойдет к машине. Имейте в виду, первые 10 минут ожидания засчитываться не должны. Тем не менее старайтесь выходить к такси вовремя: не только из правил этикета, но и экономии.

При долгих поездках водитель сервис-агрегатора иногда предлагает закрыть заказ заранее и взамен сделать вам скидку. Не поддавайтесь на уговоры. Так как в конце поездки он может заявить, что дорога оказалась слишком сложной и вы должны заплатить намного больше изначальной цены.

Водителю запрещается перевозить пассажиров с неисправным или выключенным таксометром. В противном случае вы имеете право не платить за поездку.

infong@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter