Корреспондент «Знаменки» отправился в Национальный институт образования на «урок будущего»

Так и до 5D недалеко

Корреспондент «Знаменки» отправился в Национальный институт образования на «урок будущего».
Корреспондент «Знаменки» отправился в Национальный институт образования на «урок будущего». Здесь основы кинематики объясняют с помощью анимации, пирамиду можно построить в 3D, а перепутать Суматру и Яву и ужа с ежом не страшно, а, наоборот, полезно.


Электронных учебников в нашей стране пока нет, но есть электронные версии учебных пособий, которые можно скачать с портала Национального института образования www.adu.by.

Знаю, многие учителя разрешают на уроках пользоваться планшетом. Но  в Национальном институте образования уже три года разрабатываются электронные ресурсы по всем школьным предметам.

–  Для разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в институте были созданы временные научные коллективы, в состав которых вошли методисты, научные сотрудники и ведущие педагоги страны, – рассказывает заведующая лабораторией математического и естественнонаучного образования Наталья Костюкович. – Главной задачей было не повторять учебники.

Наталья Владимировна показывает разработку на своем компьютере. В главном меню надо выбрать учебный предмет, класс, и далее идет набор материалов, разбитый по темам. Работать с ЭОР можно на компьютерах, планшетах и смартфонах, интерактивной доске.

Дарья Жвалевская

Тайна пирамид

Переходим в кабинет с мультибордом (это что-то вроде большого планшета). Дарья Жвалевская, методист управления информационных образовательных технологий, выбирает учебный предмет «Физика», «7 класс», раздел «Кинематика», в котором собраны различные материалы по теме: глоссарий, таблицы, схемы, анимационные модели.

– Одна из самых сложных  тем для восприятия учащимися – относительность движения. Объясним ее с помощью модели: плот движется по реке. Рассмотрим движение объектов на нем относительно берега и относительно наблюдателя на плоту...

Дарья Викторовна показывает на экран мультиборда – на нем сначала можно видеть траекторию штурвала относительно берега, затем – относительно самого плота.

Перемещаемся в математику.  Раздел «Введение в стереометрию». Помните, как сложно было правильно построить пирамиду?  Приходилось перечерчивать несколько раз, чтобы были видны все отрезки.

Здесь пирамида уже построена в 3D. Причем есть возможность изменять ее размеры и как угодно вращать в пространстве.

– Можно легко показать элементы пирамиды, строить различные отрезки, сечения, – рассказывает заместитель начальника управления информационных образовательных  технологий Ирина Харевич.

Также к каждой теме даны краткая справка, презентации, тренажеры, ссылки на интересные статьи. Материалы универсальные: может пользоваться и ученик, и учитель.


Я покажу тебе Суматру

Вот уж где точно должна пригодиться разработка, так это в географии.

Когда научный сотрудник лаборатории математического и естественно-научного образования Людмила Шкель показывала, как  в программе проходить тесты на знание географической номенклатуры, я не выдержал: «А можно попробовать?» Проверил знания за 9-й класс. Быстро определил, где находятся полуостров Индостан и Бенгальский залив,  Южно-Китайское  и Восточно-Китайское море А вот с Суматрой вышла заминка.

Так и не вспомнил, где она.  Ошибся. Программа выдала подробное описание острова.Чтобы оправдаться, прошел тест за 6-й класс: Норвежское море, Пиренейский полуостров, Анды, Кордильеры, Гималаи, впадину Гхор и прочие географические объекты расставил без ошибок.


А вот в тесте по биологии за 6-й класс в пищевой цепочке «растение – гусеница – стрекоза – жаба – уж – еж» перепутал ужа с ежом. И тоже всплыла подсказка – рисунок с изображением пищевых цепочек. По географии и биологии есть целые уроки, где все доступные электронные образовательные ресурсы по теме можно опробовать за одно занятие.

Наталья Костюкович уверяет, что повсеместное использование ЭОР не за горами. А пока от учителей, которые уже работали с этой системой в школе,  в институте слышали только положительные отзывы.

Кстати

Сейчас к ЭОР может подключиться каждый учитель, который пришлет заявку на innovation@tut.by. В письме нужно указать свои Ф.И.О., учреждение образования, учебный предмет, класс.


Гигабайты «букафф»

Лос-Анджелес стал первым городом, где начали заменять традиционные учебники на планшетные компьютеры. Инициатором повсеместного перехода с бумажных пособий на электронные был еще Стив Джобс. Может, поэтому тендер на поставку планшетов в школы Города ангелов выиграла именно компания Apple.

В других американских школах электронные учебники тоже используют, но пока не так масштабно. Зато у них такая фишка: на планшетах установлена программа, которая отслеживает период времени, когда школьник изучает заданный материал. Это позволяет выстроить индивидуальный подход к обучению, учитывать возможности каждого ученика. Родители же обеспокоены таким вниманием, мол, их чадо и день и ночь контролируют.

Следующей страной, где электронные учебники могут полностью вытеснить бумажные, вполне способна стать Италия. Повсеместный переход на новые технологии возможен в этом году. Правда, чтобы вывести из обращения привычные учебники, нужно для начала изменить систему образования – заменить обычные доски на интерактивные, закупить планшеты и компьютеры, организовать курсы для преподавателей, чтобы те без проблем могли разбираться в новых девайсах. А еще министерство образования Италии будет помогать малообеспеченным семья. Тем, кто не сможет купить планшет, выдадут его бесплатно.

Портфели учеников из России стали легче еще в сентябре прошлого года. Тогда в шести школах Москвы запустили пилотный проект – детям раздали казенные планшеты с закачанными учебниками по шести предметам: биологии, географии, физике, химии, геометрии и истории. Хотя о переходе на электронные учебники заговорили еще в 2013-м, когда принимали новый закон об образовании. Согласно ему с 1 января 2015 года в России можно издавать только учебники, у которых есть электронная версия. Для учеников  оставили выбор: брать в руки старую добрую бумажную книгу или девайс, в котором все те же параграфы, вопросы и задания.

В Финляндии издательства учебной литературы пока материально не заинтересованы в издании электронных учебников. Их в библиотеках страны немного – в Тамперском университете доля таких книг составляет около 25 процентов, а в Лапландском университете  –  всего пару процентов. Но в вузах все же надеются, что новые технологии, вмещающие в себя гигабайты букв, решат проблему дефицита печатных книг.

Фото Сергея ЛОЗЮКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter