Таблетки нельзя пускать на самотек

Минздрав непреклонен: с 1 июля отпуск лекарств будет более строгим...

Минздрав непреклонен: с 1 июля отпуск лекарств будет более строгим. На проходящей в эти дни 19–й международной специализированной выставке «Здравоохранение Беларуси–2012» заместитель министра Геннадий Годовальников предупредил фармацевтов: «С середины года мы будем уделять огромное внимание жесткому разделению, что реализуется по рецепту, а что — без рецепта. Готовьтесь, настраивайтесь». Аптекари, в свою очередь, ссылаются на то, что в народе сильны традиции самолечения. И то верно, в аптеку некоторые бегают, как в магазин. Скупают средства от бронхита, тонзиллита, печенки, селезенки упаковками. На всякий случай. Интересно, лечится ли как–то фармакомания? И кто подогревает интерес? Конечно, сами производители своей рекламой. Ведь чем нас только не пугают! Затянувшимся стрессом, проникающим всюду грибком, а каждого второго мужчину — так и простатитом после сорока лет. Мол, скорее в аптеку!


Медицинским производителям вход в учреждения здравоохранения без особой надобности Минздрав запретил уже года три назад, на дверях многих поликлиник сегодня можно увидеть предупреждение о том, что торговым агентам вход категорически воспрещен (на снимке), но очевидно, что они все–таки туда проникают.


В чем как–то убедились сотрудники госконтроля на примере 12–й минской поликлиники. Уже минут через 15 в коридоре возник такой «ходок» с портфельчиком... С другой стороны, а что мешает некоторым просто настойчиво рекомендовать новое дорогое и, как они утверждают, самое эффективное средство? Окулист медцентра, например, активно продвигает раствор для контактных линз, мол, другие и в сравнение не идут. При этом на столе у доктора упаковка на порядок более дешевого средства. Вопрос: почему же для своих клиентов не используете самое–самое?


Не секрет, что проблема этического продвижения лекарств имеет выраженный «импортный» уклон. Наши препараты обходятся без массированной рекламной атаки. Тем не менее в этом году они должны отвоевать треть внутреннего рынка, а если считать упаковками, то уже держат паритет с зарубежными лекарствами. Но, как показало развернутое исследование, проведенное сотрудниками научно–исследовательской лаборатории «Общественное мнение» при Государственном институте управления и социальных технологий, реклама делает свое дело: импортные препараты предпочитают 52 процента белорусов. Только каждый третий голосует кошельком за отечественных производителей. При этом большинство считает: эффективность средства чаще всего не зависит от цены. Что интересно, по словам Ирины Левицкой, заведующей лабораторией «Общественное мнение», чем выше уровень образования, тем чаще склонны доверять чужому. И в то же время половина опрошенных признает, что покупают все, что доктор прописал, как бы это ни было накладно для личного бюджета.


И еще один интересный обнаружился факт. Судя по всему, к новому порядку отпуска лекарств труднее будут привыкать мужчины, ведь они, по статистике, чаще женщин идут в аптеку без рецепта — в 83 случаях из 100. Что делать? Как бороться за доверие пациентов? По мнению председателя Белорусской ассоциации врачей, главврача 34–й минской поликлиники Дмитрия Шевцова, это непростая задача: «Возможности врачей не безграничны с точки зрения диапазона используемого ассортимента лекарственных средств. Еще в 1980–е годы в Могилевской области подсчитали, что врачи используют в своей практике 60 — 200 наименований препаратов. Но ведь в те годы и рынок был другой, гораздо уже, а дженериков — меньше. Сегодня ситуация еще более затруднительна. Невозможно помнить одновременно более 3.000 наименований лекарств! На нашем рынке сейчас около 18 торговых наименований нифедипина, 31 — диклофенака...»


Впрочем, у медиков есть ресурс. Ровно половина пациентов считает мнение своего врача самым авторитетным. Главное, чтобы доктор сам четко определился с выбором.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter