Календарь и традиции: 22 - 28 июля 2019 года

Та речка с детства дорогая

На карте Беларуси хорошо видно, как тонкие нити рек соединяют огромное количество озер, — это делает их похожими на хрустальные «блакітныя па­церкі». Неудивительно, что одна из наших главных традиционных летних забав — купание в реках и озерах. 


Лето дарит возможность окунуться в настоящую живую воду, погрузиться в ее особенный и увлекательный мир: с различными водорослями, желтыми кувшинками и белыми лилиями, ракушками, большой и мелкой рыбой, бесчисленными водоплавающими насекомыми, синими изящными стрекозами, похожими на топ‑моделей, огромными жуками‑плавунцами… И вся эта «прыгажосць»  — до последнего камешка на дне — своя, родная. Оттого даже самая маленькая «рачулка» детства навсегда остается в памяти такой близкой и любимой: она ведь помнит, как мы поначалу шлепаем по кромке, боясь зайти в глубину, как учимся плавать и тогда уже родители чуть ли не силой выгоняют нас, посиневших до «дрыжиков», на берег. В прежние времена существовал неписаный регламент: весь летний день вода принадлежит ребятне, взрослые купаются либо рано утром, либо вечером, по завершении работы. Купаться разрешалось только, когда вода по‑настоящему прогреется. На Витебщине обычно — после полного распускания дуба, листва которого появляется позже, чем у других пород деревьев. Но чаще всего — с Ивана Купалы до Ильина дня, то есть до 2 августа.  

Тем не менее в особые, маргинально‑пограничные периоды времени вода воспринималась как потенциально особо опасная для человека среда. Вообще, любой водоем представлялся неким «чужим» пространством со своим сводом норм и правил. Поэтому в некоторых восточных регионах запрещалось купаться в полдень и полночь — чтобы не стать «ахвярай вадзяніка». Иногда такой запрет переносился и на мытье в бане (только «вадзянік» менялся на «лазніка»). На Полесье не купались после захода солнца — боялись заболеть малярией: возможно, правило связывалось с вечерней активностью комаров. Во время засухи женщин специально отправляли на реку купаться — чтобы «падагнаць» дождь. А еще верили: девушке, в ночь на Яна трижды искупавшейся в росе, обязательно приснится вещий сон о будущем. 

25 июля в традиционном народном календаре — Прокл‑плакальщик. «На Прокла ўсё поле прамокла»: в этот день ожидали по‑настоящему великих и целебных рос. А при хорошей росе и покос хороший, завершить который необходимо до Ильи, потому как «прыйдзе Ілля — наробіць гнілля». Даже в песне звучала просьба: «дай, Божа, пагоданьку, да на нашу работаньку. Сена пакасіці, дадому звазіці». Ведь до Петра (12 июля) «сено и просто под кустом быстро высыхает, а после Петра и брошенное на куст не сохнет». Кстати, в некоторых белорусских регионах существовал любопытный обычай: косцы, нанятые в помощь, опоясывали своего хозяина‑работодателя веревкой, свитой из сена, и за ее снятие брали выкуп деньгами. 

В случае если росы на Прокла все‑таки не выпали, жди в скором времени ненастной погоды. 

26 июля — «Гаўрылей» и «Ганна». Если на «Ганну» идет дождь — уродится червивый горох. К тому же Ганна «раніцы халодзіць»: «халодная раніца» обещает зиму тоже раннюю и холодную. Ну а «Гаўрылей» ко всему может добавить и град. 

Кроме того, 26 июля, пятница перед Ильиным днем, имеет еще названия «шыпілінка» и «серпавіца» — время «зазубрывання» серпов, когда «у кузню ідуць сярпы зубіць».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter