Связные категории

Разрозненные белорусские компьютерные сети сольются в единое целое

«Гражданские» сети белорусских предприятий будут помогать провайдерам интернет-услуг

Развитие национального сегмента сети Интернет идет поступательными движениями. Как отмечают в Минсвязи, виртуальные радости мировой паутины уже успели познать 4,4 млн. белорусов – примерно 46 % населения страны. Нынешний год для отечественного интернет-сообщества стал в каком-то смысле пороговым – впервые в стране появилась структурированная законодательная база, которая серьезно разграничила эту сферу. Однако нашумевший Указ № 60 – пусть и символ преобразований, но далеко не единственный их пример. Юридическое поле страны пополнилось еще одним судьбоносным документом — Указом № 515 «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь», который кардинально разграничил сетевую инфраструктуру в стране.

К слову, Беларусь – отнюдь не единственная страна, где сегодня увлеклись регулированием интернет-пространства. Навести в нем порядок, правда, нередко безуспешно, пытаются в большинстве европейских государств. В отдельных державах давно уже функционируют те нормы, которые ввел в национальное законодательство Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Правда, зачастую они имеют настолько гиперболизированную форму, что новое отечественное законодательство стороннему наблюдателю может показаться верхом либерализма. К примеру, в Испании каждый коммерческий сайт обязан пройти такую же регистрацию, как розничный магазин, а владельцам некоммерческих ресурсов надлежит в обязательном порядке разместить на своей страничке домашний адрес и паспортные данные. В Норвегии строжайше запрещен прямой маркетинг с использованием электронной почты, а Германия и вовсе прославилась своими драконовскими законодательными нормами. В этой стране введена уголовная ответственность владельца веб-ресурса за содержание комментариев посетителей форумов. Понятно, что число желающих писать гадости там превышает все разумные пределы…

Указ № 60, вступивший в силу 1 июля 2010 года, сегодня большинство участников рынка оценивают положительно. При этом, отмечают они, для пользователей ничего не изменилось – те как «лазали» по просторам Сети, так и продолжают это делать без всяких ограничений. Представитель Оперативно-аналитического центра при Президенте (ОАЦ) Сергей Кравцов отмечает, что документ скорее был направлен не на регуляцию Интернета как такового, а на регуляцию взаимоотношений его участников – провайдеров, владельцев веб-ресурсов, регулятора. «Фактически цель заключалась в том, чтобы отделить инфраструктуру от сервисов, и этого удалось достичь», — поясняет специалист. Зампредседателя ассоциации «Белинфоком» Игорь Сукач отмечает, что отдельные аспекты функционирования Интернета в Беларуси регулировались и до появления Указа № 60, но именно этот документ расписал аспекты деятельности участников сети Интернет. «В документе присутствуют, бесспорно, положительные моменты. Например, отмена монополии национального оператора связи «Белтелекома» на внешний канал связи. Но, признаться, немало было и спорных вопросов. Подготовка Указа № 60 стала одним из примеров частно-государственного партнерства. В частности, активное сотрудничество провайдеров с ОАЦ в подготовке подзаконных актов позволило многие «острые» положения указа направить в безболезненное для операторов рынка русло».

Впрочем, оптимизма у провайдеров в последнее время поубавилось. Главное преобразование, которое таит в себе Указ № 515, подписанный главой государства 30 сентября нынешнего года, – это создание в стране единой республиканской сети передачи данных и появление новой надзорной единицы РУП «Национальный центр обмена трафиком» (НЦОТ). Проще говоря, в стране создается независимый регулятор, а все выстроенные к нынешнему моменту в стране «гражданские» сети в перспективе соединятся в единую глобальную инфраструктуру, которая будет обслуживать нужды всех пользователей Интернета. По задумке основой этой сети станут линии волоконной связи, проложенные «Белтелекомом». Понятно, что некоторые операторы, выстроившие свои немаленькие сети, выступают строго против нововведений. По их глубокому убеждению, такое положение дел вряд ли пойдет на пользу рынку. Ведь фактически теперь их сетями будут пользоваться конкуренты, а это напрочь убивает желание развивать свои инфраструктуры. Впрочем, их опасения развеивают в ОАЦ: предоставление сетей будет осуществляться на платной основе, и за право аренды с мелких провайдеров они смогут взимать плату. Сама же буква закона была продиктована не столько желанием прибрать к рукам сети провайдеров, сколько задействовать выстроенные сети передачи данных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и иных предприятий. «Нередко бывает так, что построенные сети в стране не используются либо же используются на 15—20 % от своего потенциала. Указ № 515 позволит предприятиям, имеющим свои сети, сдавать эту инфраструктуру в аренду и получать от этого прибыль», – уверяет замначальника управления электросвязи Минсвязи и информатизации Павел Петрулевич.

Как поясняет Сергей Кравцов, слияние разрозненных сетей в единое целое – дело не одного дня. Фактически нормы Указа № 515 воплотятся в жизнь только после 1 января 2012 года. «Именно с этой даты в стране начнет работать современная инфраструктура сети передачи данных, обеспечивающая повышение качества и снижение стоимости оказываемых услуг», — говорит специалист. Одна из возможностей, которая вскоре может появиться у белорусских провайдеров, – это перспектива строительства внешних каналов для пропуска международного интернет-трафика. В настоящий момент белорусский сегмент сети Интернет связан с окружающим миром двумя ниточками: одна брошена в сторону России – в направлении этого государства выстроен канал пропускной способностью 47 Гбит/с, вторая в 6 Гбит/с — в сторону Западной Европы. Возможно, в ближайшей перспективе число внешних шлюзов увеличится — компании, которым позволено будет их строительство, планируется определять на конкурсной основе. «Наличие нескольких операторов, имеющих право пропуска внешнего интернет-канала, является одним из международных стандартов, – говорит Сергей Кравцов. — К примеру, в Молдове сегодня действуют 4 оператора электросвязи, каждый из которых имеет собственный внешний интернет-шлюз. Ныне в ОАЦ и Минсвязи поступило несколько предложений от потенциальных инвесторов, заинтересованных в пропуске внешнего интернет-трафика».

При этом на данном этапе, по словам Сергея Кравцова, государство не готово предоставить право на пропуск международного интернет-трафика сразу всем белорусским операторам. «Сегодня далеко не все компании сами к этому готовы. Мы же заинтересованы в том, чтобы предоставить это право тем, кто имеет или планирует построить собственную инфраструктуру, а также сможет гарантировать высокое качество предоставляемых услуг», — сказал Сергей Кравцов.

Кстати, Указы № 60 и № 515 — это отнюдь не последняя точка в вопросе реформирования отрасли интернет-услуг. Окончательные акценты расставят рассматриваемый ныне в Палате представителей Национального собрания «Закон об электросвязи», а также Концепция развития национального сегмента сети Интернет, проект которой должен быть обнародован до 31 декабря 2010 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter