Беларусь и Россия думают над созданием общей платежной системы

Своя карта всегда в игре

Мы уже давно привыкли, что в кошельке рядом с пластиковыми карточками иностранных платежных систем соседствует наша «Белкарт». Это следствие давно определенной логичной стратегии: открыться для законодателей мод мирового финансового рынка, но на всякий случай иметь и свой запас. Деньги — штука тонкая. Любят педантичную точность. Поэтому разумнее и безопаснее пользоваться разными инструментами их передачи. А вот у России — нашего основного торгового партнера — такой альтернативы нет. Отсюда и актуальность инициативы вместе подумать над проектом создания нашей общей платежной системы.

Однако обо всем по порядку. На пресс–конференции, завершившей в Минске заседание Совета министров Союзного государства, Премьер–министр Беларуси Михаил Мясникович сказал об этом буквально следующее:

— Полагаем, что надо увеличивать в расчетах во взаимной торговле удельный вес российского рубля... Мы за то, чтобы работать не только над созданием национальных платежных систем, но и над объединением национальных платежных систем.

Инициатива в нынешних реалиях, как говорится, не в бровь, а в глаз. В контексте экономических санкций, объявленных Западом в отношении России, с политических трибун не раз звучали идеи отключения страны от крупных международных платежных систем. Таких, например, как «Виза» или «Мастеркард». И хотя представители компаний и заявляли, что отделяют бизнес от политики, гипотетические риски здесь просматриваются очень отчетливо.

Есть и другая сторона вопроса, обращает внимание заместитель Председателя Правления Национального банка Сергей Дубков. Огромный массив платежной, финансовой информации проходит через третьи страны. С точки зрения безопасности — не лучшая модель.

Поэтому в Беларуси еще два десятка лет назад, оценив возможные риски, начали строить собственную платежную систему. И мы вполне в этом преуспели. Сегодня карточка «Белкарт» есть чуть ли не у каждого. По словам Сергея Дубкова, на заре становления «Белкарта» российские коллеги не понимали, зачем небольшой стране понадобилась собственная система. Не нашли у них отклика и инициативы белорусов интегрироваться с крупными частными платежными системами России. Это было 15 лет назад, но сегодня, отмечает собеседник, взгляд на тему меняется в корне. Частные системы — хорошо, но явно мало. Нужна единая федеральная. И российские специалисты в активном поиске технологического решения задачи. Ее стратегическое значение уже не обсуждается.

Именно потому, что россияне во многом в начале пути, говорить уже сегодня о создании общей платежной системы пока рано. Но работы, замечает Сергей Дубков, уже ведутся с прицелом на такую возможность. Идут достаточно интенсивный обмен мнениями, взаимные консультации, российские специалисты не стесняются спрашивать совета у белорусских коллег, свой путь уже прошедших. Однако на этот процесс, обращает внимание зампред Нацбанка, имеет смысл смотреть шире. Пластиковые карточки — лишь часть финансовых потоков. Нужно думать и о собственных системах денежных переводов и, что еще важнее, межбанковских расчетов. В этой сфере сегодня практически монополия. Едва ли не все банки мира взаимодействуют через систему SWIFT с центром в Брюсселе. Угрозы отключения от нее банков России, к слову, тоже звучали. Конечно, такой шаг банковскую систему большой страны разрушить вряд ли способен, но работу затруднил бы немало.

Еще один аспект: в перспективе создание и взаимную интеграцию платежных систем стоит рассматривать через призму образования Евразийского экономического союза. А может, и в еще более широком контексте. Сергей Дубков обращает внимание на то, что проблемой озаботилось уже немало стран. К созданию национальной платежной системы приступили Казахстан, Азербайджан. Свои системы работают в Индии и КНР. Причем китайские карточки уже эмитируются в России и Казахстане. То есть процесс набирает обороты. Национальные системы создаются, интегрируются друг с другом. В первую очередь сближаются страны — торговые партнеры.

Возникает логичный вопрос: а что будет с уже ставшими привычными у нас карточками крупнейших мировых платежных систем? Ничего с ними не случится, заверяет Сергей Дубков. Национальные альтернативы создаются не против каких–то вариантов, а в их дополнение. Причем с мировыми сетями у того же «Белкарта» немало совместных продуктов. У клиента должен быть обширный выбор инструментов для использования. А у государства — надежная точка опоры, если вдруг иные варианты по какой–то причине пошатнутся.

kryat@sb.by


Советская Белоруссия №203 (24584). Четверг, 23 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter