Каким должен быть идеальный руководитель

Свое и наше

Качеств, необходимых для успешного современного руководителя, очень много и они весьма редко сочетаются
Руководить – значит предвидеть.

Известная и универсальная формула, подходящая ко всем сферам человеческой деятельности. Которую буквально вдалбливают слушателям различных бизнес-школ, деловых семинаров, курсов повышения квалификации руководящих работников и т.д.



За лаконичностью и кажущейся простотой этой формулы кроется огромный пласт информации, ответственности перед людьми, способности рисковать, терпеть неудачи, решать большие и малые проблемы, видеть перспективу своего дела… 

Ставлю здесь многоточие, потому что качеств, необходимых для успешного современного руководителя, очень много и они весьма редко сочетаются. К тому же все знания теряют смысл, если у человека, что называется, от природы нет деловой интуиции или изначально выбран неверный бизнес — вариант дела. Да и современный рынок не прощает топтания на месте, требует постоянного обновления. И поэтому «кто не успел — тот опоздал».

Кризисы это хорошо показывают. Перепроизводство и спад продаж поставили в непростую ситуацию многие отрасли. И это наглядно видно по затаренности складов. Возьмем, к примеру, такую тяжелую в рыночном отношении нашу легкую промышленность. Согласно статистике на начало марта, запасы, накопленные в кожевенно-обувной отрасли, в пять раз превышали среднемесячный объем выпуска. Это много. Наихудшее соотношение запасов и производства в отечественной экономике. 

После таких цифр остается только посочувствовать людям, работающим в такой отрасли и конкурентной среде. И, на первый взгляд, свободных ниш в обувном деле просто нет. А те, что даже вдруг появятся, мигом заполнят наши китайские товарищи или их коллеги из Юго-Восточной Азии.

Так раньше думал и я. Но вот недавно узнаю: обувь для таких известных фильмов, как «Стиляги», «Брестская крепость», «Легенда № 17», делали в минской студии «Сутория». Более того: здесь обувают даже известного историка моды Александра Васильева, собирающего аншлаги и на телевидении, и на многочисленных выступлениях вживую. А его выбор и «модный приговор» говорят о многом. Но сегодня мы скажем просто: это признание высокого класса и профессионального мастерства. А ведь «Сутория», по сути, обычная столичная служба быта. Но со своим бизнес-характером.

Про него и поговорим чуть подробнее. Характер, то есть выбор бизнес-направления, обычно определяет руководитель. Именно от его дальновидности и деловой интуиции зависит развитие дела. И здесь есть очень тонкая материя, которую я назову психологией успеха. Без внутренней уверенности и психологической, моральной «заряженности» руководителя сегодня рассчитывать на успех трудно в любой сфере. У руководителя же «Сутории» Марины Шалимо с этим все нормально: «Одна из задач нашего предприятия — сделать бренд белорусской обуви желанным для белорусов. Это очень сложно: наши люди не любят «свое». К продукции отечественного легпрома у белорусов присутствует легкая брезгливость. Так быть не должно!»

Марина Ивановна знает, что говорит. Во-первых, потому, что любит свое дело и стала, по ее словам, «сапожником» совершенно сознательно. Во-вторых, ей повезло с образованием: преподаватели были итальянцами. А в Италии быть сапожником и почетно, и денежно. Уважают, словом, там это дело. И доход оно приносит целым династиям.

Будем надеяться, что итальянский пример постепенно станет хорошей наукой и для наших обувщиков. Понятно, что в одночасье этого сделать нельзя. Однако опыт той же «Сутории» показывает: свободные рыночные ниши и резервы развития есть даже в самых проблемных отраслях. Было бы желание. А точнее – та психология дела, о которой мы говорили выше. Сложная наука и не всем под силу. Но осваивать ее надо. Иначе «наше» никогда не станет «своим»…

stasev@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter