«Свитязь — место, где очищаются души…»

Андрей Вознесенский признавался в любви Неманскому краю

Мне трудно сегодня рассказывать об этом человеке. Трудно от той горькой вести, что смерть оборвала живую нить, связывавшую Андрея Вознесенского с миллионами поклонников его поэзии по всему свету.

И по Белой Руси тоже…

Перечитываю его поэтический сборник «Свитязянский венок», вспоминаю о наших встречах с ним на берегах белорусского озера Свитязь. И задаюсь вопросом: «Что было общего у двух великих поэтов – Адама Мицкевича и Андрея Вознесенского?..» А общее, конечно же, есть. Оно, похоже, в том, что и тот и другой поэт (правда, с интервалом в два столетия) признавались в любви Неманскому краю и озеру Свитязь, черпая там творческое вдохновение для своих стихов, поэм и баллад.

Сюда, на берега сказочного озера, «певец свитязянского края», как называли его мои земляки-новогрудчане, на исходе прошлого века наведывался довольно часто. По пути из какой-нибудь европейской страны в Москву Андрей Вознесенский некоторые свои «визиты на Свитязь за вдохновением» старался не афишировать, и об этом знал только узкий круг близких ему людей. Одним из таких приближенных был дважды Герой Соцтруда председатель колхоза «Советская Белоруссия» Каменецкого района Владимир Бедуля. Это ему посвятил поэт стихотворение «Летающий мужик». Приведу по памяти всего несколько строк:

Нет правды на Земле.

Но правды нет и выше.

Бедуля ищет правду

      под землей.

Глубоко пашет и, припавши, слышит,

Как тяжко ей приходится, родной!

Его и словословили, и крыли,

Но поискам – не до шумих,

Бедуля дует

     на подземных крыльях!

Я говорю: «Летающий мужик».

Тогда тоже было лето года 1998-го. На Международный фестиваль поэзии, посвященный 200-летию Адама Мицкевича, на берега Свитязи съехалось много именитых гостей — поэтов, прозаиков, кинематографистов, артистов, журналистов, поклонников поэзии. Всех их объединяла любовь к творчеству нашего знаменитого поэта-юбиляра и очаровала красота озера Свитязь.

На том поэтическом празднике самой заметной фигурой, естественно, был московский мэтр Андрей Вознесенский. Он читал свои стихи – старые и новые, дарил автографы и повторял: «Я – человек счастливый еще и потому, что судьба и друзья подарили мне возможность приезжать в Беларусь – в Беловежскую пущу, на Свитязь – родину Адама Мицкевича. Когда видишь озеро Свитязь, его красоту, ощущаешь радость жизни, ее смысл, начинаешь понимать, что это и есть божественное проявление. Свитязь – место, где очищаются души…» Запомнилась и его шутливая фраза: «Вознесенский Андрюха – архитектор по профессии, проснувшийся знаменитым после двух песен — «Танец на барабане» и «Миллион алых роз» да рок-оперы «Юнона» и «Авось»…

Андрей Вознесенский преподнес участникам и гостям фестиваля сюрприз – стихотворение, написанное утром 5 июня на берегу Свитязи:

Остановитесь!

Забудьте вора и лгуна.

Сквозь лес просвечивает Свитязь,

Как будто малая луна.

В твое светящееся

  девичье плечо

Вопьется, как москит,

И отражение Мицкевича,

И очарованный москвич.

Оденешься в шелка и ситец,

Умчишь, окажешься другой,

Но за окном луна, как Свитязь,

Повсюду мчится за тобой.

Зная Андрея Вознесенского не понаслышке, свидетельствую: он постоянно торопился жить и творить, любил свое поэтическое ремесло и своего читателя. Любил Андрей Вознесенский и время, которое его выбрало. Он был Личностью, которая вобрала в себя тревоги, радость и боль века и дала свое имя целой эпохе не только в истории литературы российской, но и мировой.

Здравствуй, Поэт. И прощай…

Александр СОКОЛОВ, заместитель директора санатория «Магистральный» по отделению «Свитязь», Новогрудский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter