Народный календарь и традиции: встречаем Яблочный Спас

Светлый день Преображения

Яблочный Спас празднуется 19 августа. Православные в этот день отмечают явление Иисуса Христа перед апостолами. Прекрасный и преображенный лик Спасителя они увидели на горе Фавор. Голос с неба сказал им, что перед ними — Сын Божий. Поэтому Яблочный Спас называют Великим, или Спасом на горе. 


Праздник отмечается в самый разгар сбора летнего урожая. Как раз в это время яблоки становятся спелыми и сочными. Из них варят душистое варенье. Зрелые и крепкие плоды освящают в церкви. 

Яблоня издревле была почитаема у белорусов. В нашей мифологии и культуре она выступает как один из аналогов мирового древа и дерева жизни. 

В старину верили, что в этом дереве заключается сила и бессмертие. Яблоня воплощает в себе идею дерева‑предка, символизирует материнское начало, во всех сказках именно она прячет в своих ветвях героев, ищущих укрытия от злой силы. Вспомним молодильные яблоки, да и то самое наливное яблочко, которое, катясь по блюдечку, показывало, что на свете делается. С цветущей яблоней сравнивали девушку, готовую стать невестой.

В этот день верующие просят благословить свои посевы, а яблоки не вкушают до освящения. Считалось, что нарушение запрета может привести к тому, что станут умирать дети. В семьях, где ранее погибал ребенок, тоже не ели яблоки до Спаса. Верили, что в этот день Бог на небе будет раздавать яблоки. И тем деткам, чьи родители не соблюдали правила, сочных плодов не достанется. 

Такой запрет заключал в себе и материальный подтекст. Благодаря ему было больше возможностей сохранить плоды до полного созревания, ведь детвора без запретов срывала яблоки еще совершенно зелеными. Люди старшего поколения помнят, с каким удовольствием маленькие недозрелые яблоки обстукивали о какую‑то деревяшку, чтобы они стали помягче. Не зря живет образная поговорка «збiць на горкi яблык». По обычаю в некоторых регионах страны несли яблоки «на могiлкi», где ими «частавалi» ушедших в иной мир родственников.

Вместе с яблоками освящали также груши, сливы, крыжовник, морковь. После Спаса, который является своеобразной границей между летними и осенними циклами работ, приступали к севу озимых и начинали копать раннюю «бульбу», «ладзiлi кiрмашы». 

В старину говорили: «Спас — лета шась!» Примечали: сухая погода предвещала такую же сухую осень, а дождливый день — сплошную «макрэчу», ясный и солнечный — морозную зиму.

Если аисты собирались и улетали за неделю до Спаса, то зима ожидалась ранняя и морозная, а весна — бурная и солнечная. Если птицы несколько задерживались и летели после Яблочного Спаса, то ожидали сухую осень и довольно прохладную весну. Говорили и так: «Спас — бяры рукавiцы ў запас». По погоде в этот день судили о том, каким будет Покров. 

21 августа — «прысвятак» Мирон, получивший в народе прозвище Ветрогон. Считалось, какой Мирон, такой будет погода в январе будущего года. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Ольга ПАК