Городская жизнь не терпит на дорогах препятствий. В Минске сотни единиц техники и днем, и ночью собирают снег тысячами кубических метров с улиц и вывозят его доживать свой недолгий век в другие места. Куда — узнавала корреспондент «Р».
Во дворе УП «Ремавтодор Октябрьского района г. Минска» идет пересменка, и техника оперативно отправляется на уборку города от снега: одни машины — обрабатывать проезжую часть противогололедными материалами, другие – управляться со снегом. Здесь меня встречает главный инженер Сергей Гоман, с которым мы едем на снежный полигон.
— В нашем районе каждую смену работают два бульдозера на снежном полигоне, ежедневно задействованы 50 единиц техники, около 80 человек. Это и водители техники, и грузчики, и дорожные рабочие. Работаем в усиленном режиме круглые сутки, — рассказывает Сергей Васильевич. — Снег возим не только с улично-дорожной сети, которая является для нас приоритетной, но и осуществляем его приемку от различных организаций, объектов торговли, предприятий.
Этой зимой с УП «Ремавтодор Октябрьского района» около 40 предприятий заключили договоры на вывоз снега со своих территорий. Стоимость такой услуги калькулируется из себестоимости затрат приема и вывоза снега – 67 тысяч за метр кубический.
— Хотя циклоны прошли, но работы нам пока хватает. Когда был «Хавьер», снег вывозили вплоть до 10 апреля. Наша работа – убрать его до последнего сугроба.
Тем временем мы приезжаем на место. На въезде – сторожевая бытовка. Спросите, неужели снег нужно сторожить? Нет, не в этом дело. Здесь ведется его учет и охрана: оказывается, из года в год недобросовестные организации пытаются свозить на полигоны мусор и снег со своих территорий, а это запрещено.
Ожидаемых белоснежных альп здесь нет. Горки снега и самосвалы, снова снег и бульдозеры – вот что вокруг. Складированный снег белого, серого и корчиневого цвета. По консистенции он, как вязкая каша, – это результат работы противогололедных материалов.
— А как же он может выглядеть? В Минске большая концентрация различных веществ, в том числе и нефтепродуктов, которые выбрасываются из выхлопных труб автомобилей в атмосферу, а потом оседают в снегу. К тому же различные химические примеси, грязь с улиц – все это впитывается, — проводит экскурсию Сергей Гоман. – Как только выпадет снег, дороги обрабатываем противогололедными материалами. Они тоже смешиваются со снегом, после чего наши машины убирают его к краю проезжей части. И уже затем погрузчики загружают в самосвалы и вывозят сюда. Так что беленьким этот снег не назовешь.
Самосвал за самосвалом привозят и выгружают на полигоне снег, а учетчики считают, сколько его привезли. Кстати, снег не сбрасывается в одну кучу, а равномерно распределяется по всей территории. Интересно, когда же эти хоть и небольшие, но все же горы растают?
— До весны они точно будут лежать. Многое зависит от погоды. Когда же снег подтает и эксплуатация площадки завершится, мы тщательно уберем весь мусор, будем приводить почву в порядок, — прохаживаясь меж горок выше человеческого роста, говорит Сергей Васильевич. — Потом пригласим экологов, чтобы они взяли пробы грунта на предмет содержания в нем тяжелых металлов. После этого будет дано заключение о дальнейшем использовании площадки.
В чем основной риск для почвы от таких полигонов? Есть вероятность того, что при таянии снега с водной массой в почву поступают и химические вещества, находящиеся в ней. Именно поэтому места складирования должны быть за пределами водоохранной зоны. Чтобы грунт не загрязнялся, весной и летом сотрудники УП «Ремавтодор» проводят рекультивацию – бульдозерами срезают верхний слой почвы в местах складирования зимой снега и затем утилизируют этот слой.
— Этой зимой мы хорошо справляемся, простоя техники не было, — говорит Сергей Гоман. — Да, есть вопросы у граждан к нам. Понимаем, конечно, что многие хотят, чтобы их улицы почистили в первую очередь, но мы напоминаем, что приоритетными в уборке являются основные магистрали города и соответствующая инфраструктура. До каждой улицы дойдет очередь. Нужно только немного подождать.
Кстати, в Минске всего 17 площадок для складирования снега. Некоторые из них находятся в черте города, другие — в пригороде. Места определяют экологи РУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов», которые проводят анализ почвы и дают разрешение на складирование снега.
alinakasel@gmail.com
Фото автора
Фото автора