Сразу четыре новых комбайна «Гомсельмаш» испытывают в Шкловском районе Жатва-2018

Суперкомбайн держит экзамен в "Александрии"

Корреспондент «Сельской газеты» вновь в эпицентре испытаний машин, создаваемых по поручению Президента

О ПЕРВОМ образце суперкомбайна, менее чем за год созданного по поручению Президента на «Гомсельмаше», и о его полевых испытаниях в непростых условиях в ОАО «Туровщина» Житковичского района мы читателям уже рассказывали. Сегодня есть повод снова вернуться  к теме — второй  КЗС-2124 демонстрирует свои возможности  в ОАО «Александрийское» Шкловского района. 

Корреспондент «Сельской газеты» немедленно отправился на место события. Впрочем, все по порядку. 

ИСПОЛНЯЮЩИЙ обязанности главного агронома Виктор Котов отмечает: хоть говорить о рекордных намолотах КЗС-2124  пока рано, но он все-таки здорово помогает в уборочной. В ОАО 21 комбайн, нагрузка на каждый чуть более 200 гектаров, так что новому уж точно не тесно на  4439 гектарах, которые заняты здесь под зерновыми. А терять нынешний богатый урожай в 62, а на некоторых участках и в 75 центнеров на круг непозволительно. Вместе с Виктором Котовым (на снимке) едем в урочище Малый Межник, где убирают ячмень с подсевом клевера. На этот раз испытуемому  достаются не самые простые участки. Выход зеленой массы высокий, а зерна с гулькин нос. Жатка работает с удвоенной нагрузкой и может забиться. Но на то и испытания, чтобы техника показала себя такой, какая есть. 

— Много травы, значит, снижаю скорость, сейчас она три километра в час, зерно лучше вымолачивается, — говорит водитель-испытатель «Гомсельмаша» Юрий Пограничный, который, видя мое нетерпение, разрешил… нет, не порулить, конечно, а забраться к нему в кабину. 

Здесь хорошо и комфортно: климат-контроль и практически не слышно рокота мощного двигателя — кабина шумоизоляционная. Но как только мы выгрузили очередной бункер и двинулись по полю дальше, бортовой компьютер подал звуковой сигнал,  на дисплее засветились красные точки-маячки. Слишком высокая влажность. Неужели придется остановиться?

— Система не блокирует движение, а лишь предупреждает. Продолжать обмолот или остановиться, механизатор сам решает, — поясняет тонкости Юрий Пограничный. — Зачем нам останавливаться? Сейчас каждое зернышко на счету, его ведь потом смогут досушить.

Несмотря на повышенную влажность массы, агрегат оставляет после себя чистую сжатую полосу. Никаких потерь, хотя условия нельзя назвать самыми благоприятными. Отличная машина!  

Юрий Пограничный имеет 15-летний опыт. Год назад испытывал в этом же хозяйстве КЗС-1624.  В сравнении с ним в КЗС-2124,   кроме более мощного двигателя и высокой пропускной способности зерна, больше электроники: «И это уже многое значит. Не выходя из кабины можно контролировать урожай, его качество. Две видеокамеры: одна следит за наполняемостью бункера, вторая за его выгрузкой. Но у электроники свои минусы. Нежелательно выгружаться под высоковольтными линиями,  может произойти сбой».

Водитель-испытатель «Гомсельмаша» Юрий ПОГРАНИЧНЫЙ. За рулем — начальник главного управления технического прогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислав КАРПОВИЧ

 А что думают о новинке механизаторы? И хотя заведующий машинным двором Денис Жиканов, за которым закреплен суперкомбайн, находился в отгуле, поговорить  с ним удалось: 

— Ничего подобного раньше не видел. Совсем другой технологический уровень. Производительность в два раза выше, чем у моего бывшего КЗС-1218, а потери в два раза ниже. Чуть больше недели успел на нем проработать — и намолотил около тысячи тонн. Если сухое поле, да еще и чистое, шел спокойно 8 километров в час без особой нагрузки на молотилку. А у нас  поля по 350 гектаров и выше. Представляете, как можно разогнаться!    

Компьютер компьютером, но без присутствия механизатора все равно никак. Если вес и влажность зерна не сходятся при выгрузке и приемке — нужно самому вбивать в систему погрешность. На эти рабочие моменты у Дениса уходит всего несколько минут. А вот навигацию при включении зажигания по-новому настраивать не нужно. Это сделали специалисты из «Гомсельмаша» один раз — и этого достаточно. Теперь с КЗС можно даже установить обмен данными через мобильный телефон и отслеживать его работу. 

Бич здешних полей — валуны. Механизатор говорит, что случаи наезда на них в этом году у него уже были: 

— От этого не застрахован ни один комбайн. Даже небольшой камушек способен вывести из строя режущий механизм жатки. Гнать технику в гараж необязательно. Сменил пальцы — и вперед. Ничего сложного здесь нет. А если запчасти кончатся, то доставят со склада оперативно.  

СОВЕРШЕННО случайно вышло, что, когда готовил репортаж,  прямо в поле встретил начальника главного управления технического прогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислава Карповича. Права на управление зерноуборочной техникой у него аж с 1976 года, и он лично сел за штурвал  КЗС-2124 и под наблюдением Юрия Пограничного сделал несколько разворотов, намолотил пару бункеров. Спрашиваю, как впечатления:

— Раньше под каждую культуру настраивали комбайн вручную, этот же все делает автоматически. Экономия времени и сил механизатора. Комфортные условия в кабине. Комбайн идет легко. Конструкторы сработали хорошо, внесли доработки, в том числе и предложенные мною. Минсельхозпрод и «Гомсельмаш» тесно сотрудничают, результаты можем видеть уже сейчас. Техника максимально эффективна на полях с урожайностью 60 центнеров и выше.

В ОАО «Александрийское» на поле с тритикале наблюдал за испытаниями других первых образцов: КЗС-3219, КЗС-1119Р, КЗС-2221. Еще один опытный газомоторный КЗС-4118 работает под Гомелем. Вся эта линейка в ближайшее время выйдет в массовое производство, и мы обязательно расскажем о ней.

Генеральный конструктор Научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергей ФЕДОРОВИЧ: 

— Над задачей, которую поставил Президент в августе прошлого года — создать суперкомбайн, трудился практически весь коллектив «Гомсельмаша». В первую очередь нагрузка легла на Научно-технический центр комбайностроения. Первые три образца сделаны в серийном производстве. Это значит, что после успешного испытания хозяйства сразу смогут их приобрести. 

kovalev@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter