Ухаживала за больной сестрой и тратила без спроса ее деньги. Можно ли было это делать?

Сумма раздора

Различные материальные ценности нередко становятся причиной ссор между людьми. Так получилось и в нашем случае. Самое обидное, что речь идет всего лишь о 250 рублях. Однако вот уже две недели близкие родственники не разговаривают.
Коллаж Ольги Александровой

Две хозяйки в доме

После смерти отца и матери двум могилевчанкам — Валентине Николаевне и Тамаре Николаевне — достался в наследство родительский дом. Собственно, жили они в нем с рождения: обе незамужние, детей нет. А теперь старшая Валентина на пенсии, младшая Тамара — предпенсионного возраста. 

Жили сестры достаточно дружно, дом на две половины не делили, планировку оставили прежней, как была при родителях. Общий вход, общая кухня и в распоряжении каждой хозяйки по две комнаты. Вели ли они совместное хозяйство? Об этом женщины не задумывались. Стиральную машину купили в складчину, но телевизор у каждой свой. На кухне у каждой свой шкафчик с посудой, холодильник общий. Питались по-разному: иногда готовили что-то вместе, бывало, каждая стряпала себе сама обед или ужин. Ведь вкусовые предпочтения тоже не всегда совпадают. Лицевой счет не делили: скидывались и оплачивали «коммуналку». Но свои комнаты новой мебелью каждая обставляла самостоятельно, да и обои себе каждая покупала за собственные деньги. 

Иногда когда одна из сестер шла в магазин за продуктами, другая просила купить и ей чего-нибудь вкусненького, давала свою банковскую карточку, так что ПИН-коды друг друга сестры знали. 

Когда Валентина заболела, осталась лечиться дома. Конечно, под присмотром врача из поликлиники. Но чувствовала она себя неважно: температура, слабость. Сестра до и после работы за ней ухаживала. Чтобы купить Валентине лекарства, Тамара, не спрашивая у сестры разрешения, взяла ее банковскую карточку. Также купила для заболевшей за ее деньги средства гигиены, влажные салфетки, часть продуктов. Она считала, что в семьях все так делают, это само собой разумеется. 

Однако, как вскоре выяснилось, Валентина так не считала. Восстановившись после болезни, она вдруг предъявила сестре претензию: «Зачем же ты так много моих денег потратила?!» Тамара стала оправдываться: «Да, оплатила стиральный порошок твоей карточкой, но ведь стирала им твои вещи, а влажные салфетки ты сама просила. Лекарства для тебя за собственные средства я тем более покупать не обязана. Да и кормила тебя отлично, чтобы быстрее выздоровела. При этом все чеки из магазинов и аптеки сохранила».

На это Валентина возразила: «Ты должна была как минимум спросить у меня разрешения, чтобы взять карточку, да и покупки неплохо было бы согласовывать. А теперь с частью твоих трат в моих интересах я, конечно, согласна. Но многое из продуктов я бы вообще не покупала и считаю, что ты обязана вернуть мне часть денег». 

Даже не здороваются

Сейчас сестры предпочитают не встречаться, а если это случается, демонстративно друг от друга отворачиваются. 

Валентина уверена, что сестра совершила неблаговидный поступок. Конечно, они близкие люди и она не пойдет на Тамару жаловаться. Но разве так можно — распоряжаться чужой банковской карточкой как своей собственной? 

У Тамары свои доводы. Она немолодая, и в свободное от работы время ей было не очень легко кормить сестру чуть ли не из ложечки, подавать ей медикаменты, стирать ее белье. А вместо благодарности одни претензии. Если бы она не взялась помогать, как бы сестра вообще справлялась? Иногда во время болезни Валентина чувствовала себя очень плохо. Тамара приводит множество примеров, когда сестры и братья, обращаясь друг к другу за помощью, платят деньги не только за все необходимое, но еще и за работу. Она уверена: порядочные люди понимают, что никто никому ничем не обязан. 

Ситуация хотя и типичная, но безоговорочно встать на чью-то сторону совсем непросто. Действительно, подобные конфликты часто возникают между людьми. Несмотря на то что в банках предупреждают, что сообщать ПИН-код своей банковской карточки нельзя, многие это правило ­игнорируют. В данном случае очень важно, кем приходится человек, потративший деньги другого с карточки. Если это чужие люди, просто приятели, речь, безусловно, идет об уголовно наказуемом деянии. Если конфликт произошел с супругом, с которым ведется общее хозяйство, тут уж пусть муж с женой сами разбираются. А как разрешить спор между сестрами, живущими под одной крышей? 

Геннадий Михолап, адвокат Могилевской областной коллегии адвокатов: 

— До возникшего конфликта лица, в нем участвующие, могли считаться членами семьи, так как являются близкими родственниками, проживают совместно и по многим признакам вместе вели общее хозяйство.

Однако, являясь возможными членами семьи, сестры при этом владели раздельными денежными средствами в виде их дохода (пенсия и др.). При получении ими доходов деньги не становились совместными. А соответственно на такие индивидуальные деньги, да еще хранящиеся у каждой отдельно в банковской организации на карточке, не распространялся правовой режим пользования общим совместным имуществом, который обычно существует в браке у супругов и позволяет использовать такие средства на нужды семьи. 

В данном случае тратились индивидуальные деньги одного из близких родственников без согласия их владельца. Думается, для использования денег на чужой банковской карте, пусть даже близкого родственника и даже для его нужд, требовалось получение надлежащего согласия.

Использование чужой банковской карты, пусть даже и близкого родственника, считаю, происходило в нарушение предусмотренных правил. Банковские правила требуют, чтобы пользование банковской карточкой осуществлялось только ее держателем, а также обязывают никогда не сообщать ПИН-код третьим лицам, в том числе родственникам, знакомым и др.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter