Почему проблема барьеров остается актуальной в торговых отношениях стран-участниц ЕАЭС

Сумма интересов

Одной из главных тем завершившегося в Ереване пятого заседания Высшего Евразийского экономического совета стали вопросы барьеров во взаимной торговле. Увы, окончательно их не удается решить столько, сколько существует сам союз. Порой информация о новых препятствиях появляется быстрее, чем устраняются старые. По этому поводу Александр ­­Лукашенко обозначил, кажется, единственно эффективный вариант устранения проблемы и рецепт гармонии внутри интеграционного объединения:

— Пришло время главам государств рассмотреть наболевшую тему и принять политическое решение.

Барьерная среда

Для начала несколько сухих цифр. В середине прошлого года в «Белой книге» (реестр препятствий ЕАЭС) было зафиксировано в общей сложности 65 барьеров, изъятий и ограничений. Больше всего препятствий в энергетической политике, техническом регулировании, транспортной сфере и грузоперевозках, налоговой политике. На тот момент ЕЭК рассматривала более 200 обращений стран‑участниц по существующим препятствиям на внутренних рынках, при этом «дорожная карта» по устранению изъятий и ограничений на 2018 — 2019 годы включает 17 препятствий. Всего за период с 2017 по 2019 год удалось устранить 32 препятствия (22 барьера, 7 ограничений и 3 изъятия). 

Министр экономики Дмитрий Крутой озвучил в Ереване и такую цифру:

— У нас только комиссией выявлено порядка 200 барьеров, из них примерно 70 признаны всеми странами. Здесь, собственно, скрыт весь потенциал (взаимной торговли. — Прим. ред.). 

Очевидно, решить вопрос в одностороннем порядке никак не получится. Для этого, как заметил Александр ­­Лукашенко, нужна политическая воля всех лидеров стран‑участниц. Активно поддерживает тему и президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, по мнению которого препятствия на внутреннем рынке союза уменьшают совокупный эффект от интеграции. 

Заместитель председателя Белорусской научно‑промышленной ассоциации по вопросам инвестиционной политики и проблемам модернизации экономики Георгий Гриц напоминает наиболее чувствительные сферы, где белорусские производители сталкиваются с барьерами: 

— Речь идет о нескольких видах товаров: транспортные услуги (наши грузоперевозчики сталкиваются с проблемами при транзите через Россию в Казахстан и другие государства). Президент уже упомянул о том, что это межгосударственная проблема. Сельское хозяйство — еще одна сфера, регулярно сталкивающаяся с различными ограничениями. Журналисты даже окрестили это «торговыми войнами». Представители реального сектора экономики также сталкиваются с определенными сложностями на российском рынке: сборочные производства техники в России получают преференции из регионального или федерального бюджета. Российским резидентам компенсируют до 15 процентов затрат. В результате наши компании — «Гомсельмаш», МАЗ, МТЗ — на российском рынке проигрывают конкуренцию. 

Впрочем, Георгий Гриц приводит и положительный пример, когда «Амкодор» создал в России совместное производство и получил преференции из бюджета в рамках специального инвестиционного контракта. 

— В целом количество барьеров не соответствует тем дружественным отношениям, которые сложились у Беларуси и России, — продолжает эксперт. — Да, мы говорим о том, что создадим 31 карту («дорожные карты» в сфере торгово‑экономического взаимодействия, которые разрабатываются для программы углубленной интеграции Беларуси и России. — Прим. ред.). В этой связи общие решения в сфере денежно‑кредитной политики станут инструментами поддержки производителей. В том числе обеспечат равный доступ к кредитной поддержке. Единая промышленная политика — это субсидии по поддержке реального сектора экономики, в том числе экспортные субсидии. В принципе, если эти планы удастся реализовать, многие вопросы будут сняты. 

Поделить по‑честному пошлины 

Несмотря на то что вопросы барьеров в торговле остаются актуальными, в Ереване удалось договориться по другой, не менее важной теме. Речь идет об увеличении норматива по ввозным таможенным пошлинам для Беларуси. По словам министра экономики Дмитрия Крутого, этот вопрос страны предварительно согласовали. 

Напомним, в чем суть вопроса. Специальное соглашение о зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин было подписано еще на этапе функционирования Таможенного союза и работало с 1 сентября 2010 года. В соответствии с ним, пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты стран согласно установленным нормативам: Россия получала 87,97 процента от суммы ввозных пошлин, Беларусь — 4,7 процента, Казахстан — 7,33 процента. При вступлении Армении и Кыргызстана остальным участницам пришлось поделиться своими ввозными пошлинами. В результате сейчас пошлины между странами — членами ЕАЭС распределяются по таким нормативам: Армения — 1,22 процента, Беларусь — 4,56 процента, Казахстан — 7,055 процента, Кыргызстан — 1,9 процента, Россия — 85,265 процента. Работа по пересмотру нормативов ведется с 2017 года.

— В результате дискуссий пока предварительно договорились, что норматив для нас увеличится на 0,3 процента — это будет 4,86 процента, если брать общую сумму. Если в деньгах, это примерно 40 — 50 млн долларов дополнительных поступлений в белорусский бюджет. Мы считаем, что это определенная победа, — резюмировал Дмитрий Крутой.

Норматив для белорусской стороны будет увеличен за счет Казахстана или России. Поэтому двум странам необходимо сперва договориться между собой, каким образом они поделятся своими процентами, и только потом будет принято окончательное решение.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter