Суха теория, мой друг

О работе учителя

«Готова подписаться под каждым словом. Работать в школе с каждым годом труднее. Дети другие, требования жестче. Но с детьми можно ладить, без них не будет школы, а как сладить с потоком бумаг, смотров, конкурсов и т.п.? Все эти задания спускаются сверху. И запросто не отмахнешься. Проверят. Но проверять — несложно. А вы попробуйте сделать! Знаете, как хочется просто учить детей!» Такое письмо получила я от своей доброй знакомой — сельской учительницы — после выхода материала «Учитель» обязано звучать гордо» (номер за 14 сентября). Лично для меня ее мнение абсолютно авторитетное, потому что она относится к плеяде школьных учителей–подвижников.


Таким педагогам, как она, не то что не страшно доверить своего ребенка, им НАДО его доверить, если хочешь, чтобы из твоего чада вырос человек, чувствующий и думающий, а не физическое продолжение компьютерной мыши или машина по переработке чипсов и колы. И все–таки привожу я этот отклик не ради подтверждения некоей собственной правоты. Дело в том, что в письме неожиданно нашла поддержку некоторым своим мыслям на тему: что же делать? И, учитывая замечание одной из участниц развернувшейся на интернет–форуме «СБ» довольно бурной дискуссии по материалу: мол, автор публикации не предлагает конструктива, рискну высказать следующее предложение. Не стану утверждать, что абсолютно бесспорное. Но все же рискну.


Подумалось мне — работники Министерства образования, управлений и отделов в большинстве своем люди с педагогическими дипломами. А почему бы им не взять параллельно уроки в школах? Хотя бы в 1 — 2–х классах. Но по–настоящему: с ответственностью за успеваемость и поступление в вуз, за воспитание и поведение, за форму одежды и прически... С проверкой тетрадей и заполнением журналов. Со встречами с родителями на собраниях. Да, я понимаю, многие когда–то уже прошли через это. Но времена меняются буквально на глазах. И если специалист отдела образования райисполкома или облисполкома будет хотя бы 2 — 3 раза в неделю входить в класс к настоящим ученикам, общаться с такими же, как сам, учителями, постоянно ощущать пульс реальной жизни, то, наверное, потом несколько по–иному взглянет и на свой труд.


Но слышу и голоса скептиков. Слышу, но не соглашаюсь. А почему, собственно, нет? Вот в российском Новосибирске недавно отстаивали право академических работников, научных сотрудников преподавать в местной физико–математической школе. И в наших вузах со студентами работают весьма занятые большой наукой ученые. У моего сына спецкурс и курсовую вел сам ректор БГУ, академик, между прочим... А сколько примеров совмещения теории и практики знает медицина! Наш легендарный Николай Савченко, в течение 20 лет возглавлявший белорусское здравоохранение, шел в министерский кабинет с условием: «Практику не оставлю!» И все годы продолжал работать еще и на кафедре урологии. Трудовой день у него складывался так: рано утром — клиника, затем — Дом Правительства, вечером — опять больные. В нынешнем же Министерстве здравоохранения сформировалось нечто вроде доброй традиции: главные специалисты в той или иной сфере, скажем, главный акушер–гинеколог — главный и лучший не только на бумаге. По–прежнему практикует, берется за самые сложные случаи. Но у него ведь остается время и желание еще и целым направлением успешно руководить...


Кстати, при таком подходе сколько вакансий окажется закрыто высококвалифицированными кадрами! Возможно, даже отпадет необходимость увеличивать прием в педуниверситет...


Я понимаю: окончательные решения подписывают уполномоченные на то люди. Но высказать свое мнение по проблеме должны все заинтересованные стороны. А уполномоченным и ответственным стоит это учесть. И, кстати, это касается не только образования, но и всех сфер жизни! Проверка теории практикой, пожалуй, лучший способ поиска истины.


А моей знакомой учительнице — большой привет и огромное спасибо за письмо. Обязательно встретимся!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter