Судьбы людские через сердце прошли

Сестра милосердия Нина Близнюк получила от Красного Креста медаль Флоренс Найтингейл

Главную награду всех фронтовых сестер милосердия минчанка Нина Близнюк получила в мирное время

В кабинетах высокого начальства Нина Николаевна едва ли была пару раз за всю свою жизнь: претензий к руководству никогда не было да и особых пожеланий тоже. Вряд ли бы и сейчас заглянула, но Виктор Колбанов, генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста, сам просил сестру милосердия Нину Близнюк встретиться с ним. И она не отказала. Нина Николаевна за всю свою жизнь никому не отказывала в просьбе о помощи.

Но в этот раз просьб не было — звучали слова благодарности, поздравления. Еще бы, Нина Близнюк стала единственной сестрой милосердия во всех странах СНГ, получившей медаль Флоренс Найтингейл в мирное время. Как раз во время знакомства этой удивительной женщины и Виктора Колбанова из офиса Международного комитета Красного Креста в Женеве (тоже непростое стечение обстоятельств) была доставлена посылка с самой наградой. Медаль тут же нашла свою владелицу.

За что награда? За отвержение себя при помощи больным людям, исключительные моральные и профессиональные качества, милосердие. Всего этого в Нине Николаевне с избытком. Но она, при всей своей признательности выбравшим ее людям, отлично понимает: мирская слава – явление временное и преходящее. А кусочек пусть и драгоценного металла человеку стороннему вряд ли сможет открыть, почему в ее сердце живут странные для большинства современных людей потребности: сходить в полночь к лежачему больному и обмыть незаживающие пролежни, в свой выходной отнести женщине без рук куриный бульон, месяцами добиваться для человека без определенного места жительства распределения в интернат.

Персональная статистика Нины Близнюк такова: 42 года на посту сестры милосердия организации Красного Креста Фрунзенского района Минска, более 600 тяжелых пациентов, часто прикованных к постели, с расстройствами психики, инфицированных, доживающих свой век по старости или из-за неизлечимой болезни. Десятки тысяч километров исхоженных дорог, тротуаров и тропинок к подъездам и калиткам своих подопечных. Многих из них в живых нет, многие стали ее друзьями. Кроме того, среди пациентов Нины Николаевны есть целые династии: ходила к дедам, отцам, сейчас навещает детей… В ее расписании нет свободных минут. Поэтому и наш с ней разговор проходил на ходу, в транспорте, в домах ее подопечных.

— Знаете, если бы все дорожки, по которым я прошла за эти годы, были мягче и протаптывались вглубь, то на их месте были бы траншеи, — улыбается Нина Николаевна. – Ведь я как пришла по распределению после курсов медсестер Красного Креста в 20-ю поликлинику в 1967 году, так до сих пор и работаю там. И пациенты мои – все жители Фрунзенского района. Да, многое меняется из года в год во внешнем облике города, людей, только страдания и боль человеческие остаются все те же …

Эти спутники земной человеческой жизни окружали Нину Николаевну с самого детства. Оно было военным. Родилась в 1942 году в многодетной семье. Труд с утра до поздней ночи, тяжелый и болезненный уход из жизни отца-трудяги, пожар, унесший дом и все имущество. Голод, когда лакомством был прошлогодний картофель с льняным семенем, ранняя смерть мамы.

— К моменту окончания школы из девяти членов семьи на родине в Жлобинском районе осталась я одна, — вспоминает Нина Николаевна. – Братья и сестры разъехались, вот я и решила поступать в мединститут. Не получилось: я ведь не готовилась, все больше по хозяйству приходилось заниматься. Поехала к сестре в Минск, получилось устроиться в детсад санитаркой. Сестра вдруг заболела тяжелой формой астмы. До сих пор помню мысль, пришедшую тогда в голову: «Почему с детства меня преследуют чужие болезни? Наверное, неспроста».

Оказалось, на самом деле – неспроста. Вскоре после этих событий Нина Николаевна поступила на курсы медицинских сестер при обществе Красного Креста. Посторонние дела отпали, как только молоденькой сестричке милосердия были назначены первые пациенты. Какое-то время основной среди них оставалась ее сестра. Кстати, чтобы ухаживать за ней, Нина Близнюк решительно отказывалась от всех многочисленных приглашений выйти замуж. Семья у нее все же появилась, но позже, а пока ее ждали немощные, одинокие и страждущие люди.

Одна из первых пациенток Нины Близнюк – санитарка 20-й поликлиники.

— Я привыкла видеть ее всегда свежей, жизнерадостной, цветущей, — рассказывает Нина Николаевна. – Мне дали адрес. Прихожу, а там высохший, пожелтевший человек. Виду, конечно, не подала, выполнила все назначения, помогла по дому, поговорила, а когда вышла на улицу, ступор на меня напал. Такая досада и горечь. Как так? До того поражена была, что чуть в тот день под машину не попала. Именно тогда и пришло осознание непостоянства всего существующего: было здоровье – и уже нет, были родные – ушли навсегда… Появилось совсем другое понимание смысла жизни.

Вскоре сделала для себя еще одно открытие: старость и болезнь не щадит никого, даже сильных мира сего смиряет. Кто может знать, какая старость ждет его? Высокая должность и даже, к сожалению, наличие детей не могут быть гарантией, что последние годы пройдут в тепле и довольстве. Помню пациента, в прошлом директор крупного совхоза. Когда-то, судя по всему, тузом был, а пришел к нам в Красный Крест, можно сказать, нищим: штаны самые дешевые не за что купить было. Единственный его сын болел, так мы смотрели и за ним, пока не ушел из жизни.

В одной семье один за другим почти все были моими пациентами. Мужчина, заслуженный пенсионер, в прошлом работник типографии, приехал из Оренбурга после смерти жены. У него открылись язвы на стопах, не мог ходить. Все сидел у окошка и ждал меня. А когда увидит, хлопает в ладоши и кричит: «Моя Ниночка идет!» Ушел он в 92 года. Затем я бывала у сестры его жены – она тоже умерла, когда ей исполнилось 92. Самое интересное, что и дочь этой женщины, которая впоследствии стала моей подопечной, тоже умерла в 92 года… Случайность?

Сегодня у Нины Николаевны 13 пациентов, к которым она ежедневно приходит выполнять назначения. А сколько тех, к кому заглядывает по велению сердца и чувству долга? Наверное, столько же, если не больше. И везде ее встречают именно таким возгласом, как когда-то благодарный оренбуржец: «Ниночка идет!»

 — Спешить во время визитов нельзя, — продолжает сестра милосердия. – Как только человек почувствует спешку, все, считай все пропало: начнет волноваться, не сможет расслабиться. А говорить с людьми надо обязательно, ведь самое сильнодействующее лекарство – внимание. Несмотря на то, что сейчас социальная служба взяла часть забот по дому у одиноких на себя (раньше уборкой, приготовлением еды, походами в магазин занимались сестры милосердия), помогать все равно приходится. Как отказать, например, семье, где мать немощная и 40-летний сын с ДЦП? Ежемесячный доход у них – 400 тысяч на двоих… Давным-давно знаю семью, где мать слепа, а у сына 1-я группа, болен шизофренией. Наш Красный Крест помогает таким людям чем может, не имеем морального права кому-то отказать.

Вот поэтому, наверное, и 80-летняя Виктория Станиславовна, перенесшая несколько инфарктов, инсульт, с почти отказавшими ногами и кардиостимулятором в груди не может сдержать слез:

— Милая моя, хорошая Ниночка! Как же я рада за вас! Вы достойны этой награды, как никто другой.

А мне женщина рассказывает:

— Нина Николаевна спасает в прямом смысле мою семью около 20 лет: сразу мужу помогала, а сейчас, когда его не стало, мне. Когда сопровождает меня в больницу, ни за что раньше не уйдет, пока не пройдет со мной все анализы и не удостоверится, что мне выделили место. Пусть Господь хранит ее!

Человеческих судеб и историй, которые прошли через сердце Нины Николаевны, – на целую книгу. Казалось бы, один человек не может выдержать столько чужой боли. Но нет, мудрецы знают другую истину: чем больше человек сострадает, тем горячее и милостивей становится его любящее сердце.

Это как раз о ней – сестре милосердия Нине Близнюк.

Прямая речь

Ирина КАРАНЧУК, главный специалист по связям с общественностью Белорусского общества Красного Креста:

В мире около 13 миллионов медсестер, а награду с 1912 года, когда она была учреждена, получили около 1200 человек. Среди медсестер стран СНГ никто не был удостоен награды в условиях небоевых действий. Уникальность ситуации в том, что Нина Близнюк удостоена награды за работу именно в мирное время.

Кстати

Медаль имени Флоренс Найтингейл учреждена в 1912 году Международной конференцией Красного Креста. Ею награждаются дипломированные медсестры и медбратья за самоотверженные поступки в отношении к больным людям в мирное или военное время.

В военное время шесть медицинских сестер Беларуси были награждены медалью Флоренс Найтингейл. Это Зинаида Туснолобова-Марченко, Софья Голухова, Евгения Шевченко, Екатерина Сиренко, Софья Кунцевич, Мария Гарачук.

На снимках: Нина БЛИЗНЮК вновь заглянула к своей давней подопечной Виктории Станиславовне; медаль с изображением английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter