Суд да дело

На совещании у Президента обсудили реформу судебной системы

На совещании у Президента обсудили реформу судебной системы

В структуре государственной власти суды занимают особое место. Их компетенция — слишком чувствительная сфера. Судьбы людей, финансовое здоровье предприятий, разрешение всевозможных споров. Эффективная работа судебной системы — это, по большому счету, благополучие общества и каждого человека. Вчера Президент провел совещание по вопросу совершенствования деятельности судов и органов юстиции. Суть: в стране создается единая система судов общей юрисдикции. В нее войдут общие и хозяйственные суды. Возглавит систему, которая должна заработать с 1 января будущего года, Верховный Суд.


Перед началом обсуждения Президент обратил внимание, что вопрос совершенствования судебной системы — не новый. Эта тема уже звучала несколько лет назад. Жизнь не стоит на месте. То, что эффективно работало вчера, сегодня может быть тормозом дальнейшего развития. Собственно, вся правоохранительная сфера ныне претерпевает изменения. Достаточно вспомнить недавнее создание Следственного комитета. Практика подтвердила эффективность такого решения.


Правосудие — не застывшая сфера. Но любые преобразования и оптимизацию деятельности судов надо проводить взвешенно и продуманно. Это требование Президента. По его поручению были подготовлены возможные варианты совершенствования судебной системы и внесен ряд предложений. Главная цель — выйти на более высокий уровень качества работы.


Александр Лукашенко отметил, что реформирование не должно повлечь увеличения численности работников либо дополнительного расходования бюджетных средств. Особое внимание Президент обратил на необходимость сокращения в судебной системе бумаготворчества:


— Мы должны прийти к значительному сокращению численности обслуживающего персонала. Судей у нас и так немного. Если мы обратимся к бумаготворчеству, наверное, суды первое место будут занимать по этому показателю.


Суть новшеств и их обоснование на совещании раскрыл заместитель Главы Администрации Президента Валерий Мицкевич. Под его руководством действует межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопроса об объединении систем общих и хозяйственных судов. Ее участники выслушали и проанализировали точки зрения судей всех уровней. Мнение едино: объединение систем общих и хозяйственных судов давно назрело. Во–первых, это позволит исключить споры о подведомственности дел между различными судами. Во–вторых, обеспечит единую практику применения законодательства, а также единые подходы всех судов к правильному применению закона. В–третьих, вырастут качество и оперативность правосудия.


Еще одно новшество. Создаваемой судебной системе будут переданы функции по организационному, материальному и кадровому обеспечению судов. До последнего времени эти вопросы были в компетенции Министерства юстиции. Теперь на председателей областных судов лягут дополнительные обязанности, связанные, к примеру, с ремонтом помещений, строительством, распределением финансов. С другой стороны, это позволит более эффективно решать материальные и кадровые вопросы.


Собственно, все преобразования направлены на то, чтобы в стране эффективно действовала единая национальная судебная система. И Беларусь в этом деле не первопроходец. Председатель Верховного Суда Валентин Сукало особо подчеркнул: большинство стран идут по пути развития специализированных судов в единой судебной системе.


Президент поинтересовался у участников совещания, не будут ли предлагаемые меры половинчатым решением? В частности, какова в свете предлагаемой реформы судьба военных судов? Почему бы не объединить эти структуры в единую систему:


— Я не сторонник половинчатых решений. Если можно поступить с военными судами, как с хозяйственными, я проблем не вижу. Почему для людей в погонах мы создаем особые структуры? Не должен майор судить майора. Все должно быть в одних руках. Суд — один для всех граждан. Давайте подумаем над этим вопросом.


Еще один вопрос, нуждающийся в дополнительной проработке, — создание единой системы по исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов. Министр юстиции Олег Слижевский предложил возложить эту работу на управления юстиции облисполкомов, образовав на их основе департамент принудительного исполнения. Управления юстиции вывести из состава облисполкомов, переподчинив Минюсту. Президент усомнился в целесообразности такого решения. Ведь тогда в стороне от ответственности оказываются руководители областей. Президент предостерег от поспешных решений:


— Не надо влезать в дебри. Вы не первый министр, который требует создать вертикаль под себя, забрав структуру у губернатора. Давайте пока работать, а потом посмотрим.


Все документы по совершенствованию судебной системы Президент поручил доработать до 1 декабря. А с нового года обновленная система правосудия должна заработать. И еще одно поручение Президента — построить в стране Дом правосудия. Вероятнее всего, он появится недалеко от Дворца Независимости.


Советская Белоруссия №218 (24355). Среда, 20 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
alexandr
Как юрист с более чем 40 летним стажем ,в том числе и в судебных системах стран членов ЕС, полностью поддерживаю мысли и планы как Председателя Верховного суда так и Мин.юстиции.И в особенности Минюстиции, где усматривается совершенно не то, что имел в виду Глава государства в своем комментарии.Исполнение решений судебных органов в оптимальнейшем варианте -это независимая структура строгого централизованного подчинения , где места "районному творчеству " никак не должно быть . И если Вероховный суд обеспечит единство примениния законодательства и судебной практики , а также !!!решение административных вопросов связанных с нормальным функционированием судов и исполнением бюджета в этой области !!!на всей территории !!!Краины, так и Минюст обеспечит единтво форм и регламентов исполнения судебных решений. Кроме всего прочего он сможет на своем уровне вводить и заимствовать самые новые и передовые методы, примкеняемые в мире в даной области человеческой деятельности. В противном случае Минюст как правовой орган системы управления государства почти полностью теряет свою основную функцию. . Этого по моему убеждению допускать нельзя.И именно международная практика свидетельство тому.Как впрочем и тому, что озвучил председатель группы Мицкевич. Думаю, что сегодня у губернаторов БР не просто расширены, а гипертрофически расширены обязательства . События, связанные с модернизацией деревообрабатывающих мощностей-тому яркий пример. НО... позитив, в моем лично понимании, если оно конечно кому-то интересно, в обсуждаемой тематике явный!!! Удачи коллегам! Вектор выбран правильно, именно исходя из всего того, что было принято за основу проекта. Это очень радует.
alex
..... коль скоро опубликовали мой комм. добавлю еще несколько слов о своей философии(она же общепринятопозитивноденамическая.. если угодно) государственных систем управления. В кратком выражении это звучит так:" Как нет смысла искать черную кошку в темной комнате, так нет смысла ждать толку от двойного или упаси вас бог тройного подчинения в работе госстуктур". Сегодня это к счастью прописные истины.Каждая конкретная структура полностью отвечает за организацию и результаты своей уставной деятельности. И только в этом случае !!!в действие вступают такие факторы как инициатива,ресурсосберегаемость,подбор кадров и их расстановка и еще много всего , что необходщимо для конечного позитивного результата! Нужен госконтроль? Нужен! Но отдельным звеном!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости