Субботний фельетон

Макияж в блиндаже Дунул в свисток старший товарищ и началась.
Макияж в блиндаже

Дунул в свисток старший товарищ и началась... - нет, не хоккейная встреча - а великая Сталинградская битва. Так французский режиссер Жан-Жак Анно "просвистел" 70 миллионов долларов, похоронив их в своей картине "Враг у ворот". Кассету с этим фильмом я имел несчастье приобрести как раз в дни 60-летия сражения на Волге.

Изобретательный Жан-Жак открыл глаза не только Американскому континенту, для которого была снята лента, но и непосредственным участникам тех событий. Наши ветераны, которым категорически не рекомендуется это кино, могли бы узнать о себе много нового. На фронт их, оказывается, доставляли тюремным этапом - под амбарным замком в зарешеченных вагонах. Воевали советские без оружия - оно ни к чему, если у каждого советского офицера, по версии режиссера, есть верные друзья из реквизита массовика-затейника - мегафон да свисток. Свистнул раз - завалили телами безоружных бойцов очередной вражий окоп, свистнул другой - и в руках присевших на отдых солдат появляются заветные балалайки...

Эта примитивная "клюква" была бы хоть как-то объяснима, если бы фильм снимался в 60-е годы в "холодную войну". Но мосье Анно выпустил свою поделку в ХХI веке, постаравшись, по его же словам, воссоздать сталинградскую реальность так, "чтобы зритель почувствовал, будто он там был".

Лучше бы там был режиссер. Глядишь, мир бы спасся от "Врага у ворот".

Итак, на балалаечно-батальном фоне фильма происходит поединок советского и немецкого снайперов (за основу взята реальная история). Наш стрелок Василий, уральский охотник на волков (а как еще режиссер представляет русских!) малость туповат - он не умеет ни читать, ни писать и вообще слабо соображает, на кого, собственно, следует охотиться в здешних руинах. Волков-то нет... Глаза ему открывает непосредственно руководитель битвы, представленный почему-то в образе Никиты Хрущева, который уже в 1942 году, как выясняется, репетировал свою знаменитую "кузькину мать". Всуе поминая ее, Хрущев велит Василию укокошить главного снайпера вермахта, и прозревший боец почти два часа экранного времени тратит на скрупулезное выслеживание фашиста. Сочиняет хитроумные уловки, которые оказываются ненужными, - к черту сложную баллистику и дальнюю дистанцию! - в итоге немец легко уничтожается ковбойским выстрелом в голову с трех шагов. Такова, надо полагать, вершина снайперского мастерства коварных русских.

В подругах у Василия не только винтовка, но и однополчанин женского пола - солдат Таня, которой так скучно на войне, что она развлекает себя легким голливудским макияжем, выкрашивая губки-глазки где-то в недрах блиндажей. А друга из числа мужчин представляет некто комиссар Данилов. Этот товарищ, видимо, плевал на приказ N 307 от 9.10.1942 г. об упразднении института военных комиссаров, поэтому гордо носит сие звание даже в ноябре 1942 года. Соорудив классический любовный треугольник, друзья весь фильм маются разрешением сердечных проблем, изредка постреливая в сторону противника...

Можно закрыть глаза на странноватые лозунги "Да здравствует социализм!", которыми усыпаны декоративные руины. Можно не расслышать звучащий в развалинах гимн Советского Союза, на деле принятый в 1977 году. Наконец, можно порадоваться, что деньги у режиссера кончились раньше, чем он успел показать нам обычных для русского фронта медведей в ушанках или спекуляцию матрешками в перерывах между боями...

Нельзя простить лишь одну режиссерскую находку. Француз Анно, не имея генетической памяти о нашей войне, видать, долго и мучительно размышлял о причинах советской стойкости в Сталинграде. И нашел-таки главный мотив, по которому советские бойцы отстаивали клочок волжской земли. Оказывается, дело в том, что наши солдаты... мечтали стать знаменитостями. То есть звездами. Типа Филиппа Киркорова. Попав в объективы камер советских фронтовых корреспондентов, живо напоминающих суетливых западных папарацци, бойцы обнимаются и поздравляют друг друга: "Я теперь звезда! Как здорово! Мы знамениты! Да, знамениты!"

Тьфу...

***

Самая короткая и точная рецензия, которой достоин этот фильм, прозвучала бы из уст моего деда, оборонявшего в декабре 1942-го внешний обвод Сталинградского котла от деблокирующей группировки Манштейна. Носитель грубоватого солдатского юмора, доживи он до сего дня, наверняка бы сказал после просмотра

: - И вправду Анно... Причем полное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter