Сценаристов много не бывает

Фильм начинается со сценария. Если он увлекательный, яркий, неординарный — картина сможет претендовать на кассовость, востребованность. Шанс увидеть собственный сценарий воплощенным на экране теперь есть практически у каждого. Для этого надо иметь в активе талант, работоспособность и смелость попробовать себя. Когда-то маститые сценаристы, фильмы которых весь мир смотрит затаив дыхание, тоже относились к категории начинающих.

В марте в Беларуси стартовал конкурс на лучший оригинальный сценарий полнометражного художественного и телевизионного фильма, объявленный Национальной киностудией “Беларусьфильм”. Тема конкурса — “Молодежь. Семья. Общество”. Среди его целей — поиск новых неординарных сценариев игровых фильмов, которые в художественной форме отразят события сегодняшнего дня и лучшие традиции белорусского народа. Есть и сверхзадача — дать творческий импульс молодым авторам.
Собственно, нынешний конкурс уже не первый. В прошлом году лучшим среди поступивших на рассмотрение жюри сценариев был назван “Днепровский рубеж” Алексея Дударева. Но это не значит, что начинающим сценаристам не стоит даже пробовать тягаться с маститыми авторами. Второе место заняла драма “Лида”, написанная уроженкой Беларуси пятикурсницей ВГИКа Елизаветой Трусевич, третье поделили трое авторов — Анатолий Жук (“За любовью любовь, или Одни”), Александр Дебалюк (“Краповый берет”) и Татьяна Шведко (“Бессмертие стоит нам жизни”). Александр Дебалюк — бывший военный, Татьяна Шведко — экономист.
Сейчас на “Беларусьфильме” в производство запущены “Днепровский рубеж” и “Краповый берет”. Сценарий, который займет первое место в нынешнем году, также будет экранизирован. На конкурс работы принимаются до 1 июня, свое решение жюри объявит 1 июля.
В прошлом году состязались более 150 человек. В нынешнем сценарии начали поступать уже в первый день конкурса. Есть основания предполагать, отмечает главный редактор Национальной киностудии “Беларусьфильм” Наталья Стежко, что нынче число авторов будет большим. Если для участников это будет означать возросшую конкуренцию, то киностудия получит большую возможность выбора. Уже в прошлом году разнообразие жанров и тем с удовольствием отметили все члены жюри — детективы, мелодрамы, исторический эпос, детские и юношеские кинокартины. Сценариев такого востребованного ныне киножанра, как сериал, по словам Натальи Стежко, на прошлый конкурс представлено не было, но в процессе работы над полнометражной картиной “Краповый берет” было принято решение сделать из него четырехсерийный телевизионный фильм.
“Мы интересны мирукак белорусы”
— Наталья Григорьевна, по каким критериям определяется качество сценария?
— Начинающим сценаристам надо понимать, что кино-
сценарий — это не театральная пьеса, не повесть и не роман, он строится по другим законам. К сожалению, очень многие авторы приносят на конкурс литературное произведение. Но литература — это в первую очередь мысли и переживания автора, этим она и ценна. Просто счастливая или несчастливая жизнь (как это нередко бывает в женских романах) — это не кинодраматургия. У героя должны быть цели и препятствия. Кроме того, важна неординарность придуманной автором истории.
— А насколько важен в сценарии национальный колорит?
— Каждая национальная культура несет в себе ментальность народа, его неповторимые традиции, и этим она интересна миру. В национальном кино обязательно должен присутствовать национальный колорит. Но общечеловеческие ценности одинаковы повсюду, и то, что интересно нашему зрителю, будет интересно и европейскому, и американскому... Если это талантливое кино.
“Кино — штучный товар”
— “Беларусьфильм” наращивает мощность: в этом году планируется снять десять картин, в следующем — двенадцать. А конкурсы киностудия проводит потому, что ощущает недостаток сценариев?
— Сценарного голода “Беларусьфильм” не испытывает. Сценариев приносят много, иное дело — их качество. Хороших сценариев не хватает на всех киностудиях мира, в том числе и в Голливуде.
К авторам на киностудии относятся очень бережно и трепетно. Ко мне каждый день кто-нибудь приносит сценарий и каждый раз говорят: “Я принес шедевр”. И, знаете, я им верю! Ведь каждый автор в свой сценарий вложил очень много труда, вложил душу. А потому всегда очень тяжело отказывать.
— То есть хороший сценарий — огромная редкость?
— Даже сценарии — победители прошлогоднего конкурса, не говоря уже об остальных, нуждались в доработке, ни один из них нельзя было сразу запустить в производство. Но это нормально, это мировая практика. В том же Голливуде иной раз над сценарием работают до пяти лет, чтобы довести его до необходимого качества.
Будем надеяться, что и нынешний конкурс принесет нам новые открытия, интересные идеи. Это реальный шанс войти в загадочный и волшебный мир кино.

Условия представления
 сценариев на конкурс
и подробности
о нем читайте на сайте
 Национальной киностудии
“Беларусьфильм” www.belarusfilm.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter