В Гродно откроют четвертый автомобильный мост

Стройка над Неманом

В Гродно полным ходом идет работа на объекте, связывающем берега Немана. Специалисты называют его одним из сложнейших в стране, ведь требуется преобразовать построенный около сорока лет назад одноколейный железнодорожный мост в современный автомобильный. Он станет важным звеном в строительстве большого объездного кольца вокруг областного центра.

Фото БЕЛТА

Почти каждый второй гродненец — за рулем: на 1000 жителей приходится 435 автомобилей. Такую нагрузку едва выдерживают три моста, соединяющих берега Немана, на которых раскинулся стремительно растущий город. В градостроительную историю Гродно вошло событие 2008 года: через девять месяцев реконструкции так называемого Старого моста тогда родился абсолютно новый, изрядно разгрузивший транспортные потоки в центре. Все последующие годы простаивающие в пробках в другой части города гродненцы грезили о подобном. Тем временем специалисты УП «Институт «Гродногражданпроект» нашли выход — отслуживший свой век железнодорожный можно переоборудовать в автомобильный, расширив до четырех полос.

 Этот важнейший для города объект гармонично вписывается в проект строительства большого объездного кольца вокруг Гродно, который планируется реализовать в течение десяти лет. Первый участок кольца с реконструированным мостом должен связать крупные районы города Вишневец, Южный и Ольшанка с трассой М6 и промышленной зоной в районе «Гродно Азот». 

Финансирование этого жизненно важного для города объекта подтвердил Банк развития, и три месяца назад началась масштабная стройка.

Еще недавно заброшенный узкоколейный железнодорожный мост был излюбленным местом лишь для городских экстремалов. Здесь собирались любители роупджампинга — прыжков с высоты на альпинистских веревках. 

Сейчас впечатляет масштабами стройка, в которой задействован ряд организаций области. 

Директор Гродненского филиала ОАО «Мостострой» Ярослав Жилинский вводит в курс дела:

— Наша организация возвела немало мостов, но этот один из самых сложных. Проект уникальный: предстоит переделать старый железнодорожный мост высотой почти 35 метров в современный автомобильный. Это первый подобный опыт, стройка очень ответственная. Однако реконструкция оправдана, ведь по сравнению со строительством с нуля она позволит сэкономить около трети средств. Только стоимость опор может доходить до 60 процентов затрат, а на этом объекте будут использованы при соответствующем усилении 7 из 9 сохранивших свою несущую способность.

Работа по сооружению опор мостостроевцами идет полным ходом, уже выполнено около 40 процентов от объема. Рядом с пойменными с целью увеличения несущей способности устанавливаются дополнительные металлические стойки, русловые также одевают в специальные металлические конструкции. Планируют в начале мая начать монтаж пролетных строений.

Одновременно подпорные стенки моста сооружают дорожники. На этом ответственном участке выполнено 60 процентов работ.

— Не будет ли при таком активном темпе мост введен в эксплуатацию раньше срока? — интересуюсь у Ярослава Жилинского.

— Это не тот объект, где уместна спешка. Наша задача — построить его надежным и ответственно выполнить все нюансы проекта. Планируем сделать такой подарок городу к 3 июля следующего года, — замечает директор генподрядной организации. 

По завершении стройки от старого узкоколейного железнодорожного моста останутся лишь воспоминания: длина преображенного составит около 240 м, а ширина с учетом двух полос движения в каждую сторону, тротуарами и велодорожкой увеличится до 17,5 метра.

Проектом «Реконструкция железнодорожного моста под автомобильный с транспортными подходами» предусмотрено и строительство четырех километров подъездных дорог с четырехполосным движением. На этом участке построят шесть подземных пешеходных переходов, а также двойной путепровод через сети ОАО «Гродно Азот».

С вводом по сути нового моста Гродно получит немало преимуществ. Прежде всего снизится нагрузка на Румлевский мост, где в часы пик бывают пробки, и появится, возможность закрыть его на давно планируемый капремонт.

На очереди и другая часть города, где берега Немана связывает Новый мост. С момента строительства, почти полвека, он не испытывал капитального обновления. Его тоже планируют расширить.

 Проект строительства внешней объездной кольцевой магистрали включает и возведение еще одного моста через Неман — в районе деревни Баля Сольная.

Таким образом, сохраняющий уникальное наследие и растущий город над Неманом получит возможность разгрузить большие транспортные потоки. 

ИЗ ИСТОРИИ

По имеющимся историческим сведениям, первый мост в Гродно появился в XV веке. Грамотой от 27 июля 1486 года великий князь литовский Казимир дал добро на сбор таможенной пошлины за право проезда по мосту городенским мытникам. На протяжении веков мост, связывающий два берега Немана, много раз менял свое месторасположение. Лишь в 1908 году был построен постоянный. 

Во время двух войн Старый мост, как его называют гродненцы, не единожды взрывали и восстанавливали. Разрушенный при освобождении города от фашистов, он вновь стал действующим в 1949-м, а спустя 60 послевоенных лет пережил масштабную реконструкцию — фактически возведен заново. 

Второй автодорожный мост через Неман, названный Новым, построили в развивающемся и растущем городе в 1971 году. А через 15 лет было открыто движение по третьему — Румлевскому.

 Примечательно, что именно в Гродно сохранились два старейших действующих моста в стране. Один из них ведет от Нового к Старому замкам.

 Как утверждают историки, первые упоминания о нем относятся к 1580–1590-м годах. Опоры, до сих пор стоящие прочно, сделаны в виде каменной урны, внутри которой находится квадратное отверстие, заполненное песком.

Еще один из старейших мостов — железнодорожный — возвели в 1866 году для линии Санкт-Петербург — Варшава.

В ТЕМУ

В Беларуси в 2020 году планируется приступить к реконструкции 12 мостов на республиканских дорогах. Для финансирования проектов подписано кредитное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития.

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...